Коронавирус и доктрина шока.

May 10, 2020 07:53



Власти использовали Великую рецессию, что увеличить неравенство в нашей системе. На этот раз мы должны сделать обратное. Мы все должны собраться вместе. Мы должны помочь друг другу. У нас нет времени на обычную политику. Во времена кризисов, подобных нынешней коронавирусной пандемии, призывы к сотрудничеству чрезвычайно важны для нашей жизни.

К сожалению, никакие призывы на заставят всех маршировать в ногу. В таких неравноправных обществах, как наше, немногие богатые могут использовать такие катастрофы, чтобы сделаться ещё богаче. Ещё в 2007 году Наоми Кляйн блестяще исследовала это явление в своей знаменитой книге «Доктрина шока». Кляйн показала, как корпоративные элиты всего мира неоднократно и жестоко использовали «дезориентацию общества после коллективного шока - войн, переворотов, терактов, рыночных коллапсов и стихийных бедствий - чтобы протолкнуть радикальные прокорпоративные меры».

Финансовый коллапс 2008 года наглядно проиллюстрировал динамику, описанную Кляйн. Гиганты Уолл-Стрит, чье безрассудное и преступное поведение привело к этому кризису, стали больше и влиятельнее, чем до начала этого кризиса. Кляйн видит ту же самую динамику и во время коронавирусного кризиса. «Мы наблюдаем», - сказала она недавно в интервью Democracy Now, - «тот же весьма предсказуемый процесс, который мы наблюдали в разгар любого экономического кризиса - экстремальный корпоративный оппортунизм».

Она сказала, что в ответ на эту пандемию Трамп решил удовлетворить максимум желаний Уолл-Стрит: от сокращения и приватизации социального обеспечения, с помощью подрыва налоговых поступлений, до обогащения индустрии ископаемого топлива, с помощью огромной государственной финансовой помощи. Итак, можем ли мы предотвратить повторение «доктрины шока»? Для начала, мы должны немедленно помочь наиболее пострадавшим от коронавируса: больным и тем, кто о них заботится, а также работникам, которые потеряли работу и доход.

Мы не можем позволить себе это. На самом деле, нам нужна доктрина шока наоборот. Мы должны использовать возможности коронавирусного кризиса для перемен, бросив вызов стремлению наших богатых и влиятельных стать ещё богаче и влиятельнее за счёт всех остальных. Например, в условиях разрушения нашей экономики коронавирусом очень многие семьи потеряют свои дома, и прогрессивные активисты и чиновники совершенно справедливо призывают ввести мораторий на отбор банками домов.

Но мы можем пойти намного дальше. Почему бы не использовать этот кризис для изменения законов, регулирующих ипотеку, и позволяющих богатым владельцам недвижимости наживаться на уязвимых семьях? Кризис коронавируса также предоставляет нам возможность использовать государственную казну для сдвига нашей экономики в более справедливую и стабильную сторону. Основой этого движения должна стать массовая государственная инвестиционная программа создания хороших рабочих мест, особенно тех, что улучшают нашу экономику и сокращают экологические загрязнения.

Мы могли бы использовать государственные средства для сокращения неравенства, которое всегда растёт во время кризисов. Различные отрасли уже стремятся получить федеральные финансовые пособия для спасения от коронавирусного кризиса. В этих условиях, законодатели должны предусмотреть и помощь работникам. Например, мы могли бы отказать в налоговых сокращениях частным компаниям, которые платят своим директорам в 50-100 раз больше рядовых работников. Это заставит директоров платить своим работникам больше и эксплуатировать их меньше.

Даже в середине XX века, когда в США было большее неравенство, чем сейчас, директора корпораций получали всего в 30 раз больше, чем рядовые работники. Эти более равные США оказались достаточно устойчивыми, чтобы справиться с эпидемией полиомиелита и добиться процветания. Мы не должны забывать, что это более равное положение возникло в результате кризиса Великой депрессии и мировой войны с фашизмом. Прогрессивисты воспользовались этой возможностью, чтобы изменить американское общество. Почему мы не можем?

Источник: Coronavirus And The ‘Shock Doctrine’, Sam Pizzigati and Sarah Anderson, Otherwords.org, popularresistance.org, March 20, 2020.

История, кризис, демократия, неолиберализм, империя, Наоми Кляйн, идеи, США, медицина

Previous post Next post
Up