Почему люди в США не восстают, как во всём мире?

Dec 16, 2019 17:46



Антикоррупционная демонстрация 27 октября 2019 года в Сантьяго против приватизации и разрушения медицины, пенсионной системы, общественного транспорта, образования.

Волны протестов, захлестнувшие многие страны по всему миру, наводят на один вопрос: почему американцы не организуют мирные протесты, как их соседи? Мы живём в сердце той самой неолиберальной системы, которая распространяет несправедливость и неравенство капитализма XIX века на народы XXI века. Мы страдаем от тех же самых злоупотреблений, которые привели к массовым протестам по всему миру: высокой жилищной платы, замороженных зарплат, бесконечных долгов, растущего экономического неравенства, приватизации медицины, уничтожения социальной защиты, неполноценного общественного транспорта, системной коррупции и бесконечных войн.

Во главе нашей страны тоже сидит коррумпированный и расистский миллиардер, которого Конгресс должен выгнать в отставку, но почему перед Белым домом нет массовых демонстраций, стучащих в кастрюли с требованием свержения Трампа? Почему люди не осаждают штаб-квартиры своих конгрессменов с требованием представлять их интересы или уйти? Если все наши беды до сих пор не привели к революции в США, то что может привести к ней? В 1960-70-х бессмысленная война с Вьетнамом спровоцировала серьёзные и хорошо организованные антивоенные протесты. Но сегодня бесконечные американские войны бушуют по всему миру, убивая и калеча мужчин, женщин и детей в отдаленных странах, день за днём, год за годом. Наша история богата массовыми движениям за гражданские права, права женщин и гомосексуалистов, но сегодня они стали покорными.

Движение Occupy 2011 года ближе других подошло к вызову всей неолиберальной системе. Оно рассказало новому поколению о реальном коррумпированном правительстве, которое составлено «одним процентом» и работает в его интересах. Оно организовало движение солидарности с маргинальными 99%. Но это движение заглохло, потому что не смогло преобразоваться от децентрализованных демократических форумов до сплочённой организации, которая может влиять на существующую систему власти. Экологическое движение начинает усиливаться в новом поколении, организуя акции против разрушительной экономической системы, которая на первое место ставит корпоративную прибыль, а не выживание жизни на Земле. Но протесты против климатических изменений больше заметны в европейских, а не американских городах. Почему же американская общественность настолько пассивна?

Американцы тратят свою энергию на избирательные кампании.

Избирательные кампании в большинстве стран проходят всего несколько месяцев со строгими ограничениями на финансирование и рекламу для обеспечения честных выборов. А американцы тратят миллионы часов и миллиарды долларов на многолетние избирательные кампании, проводимые постоянно растущим рекламным бизнесом, который даже наградил Барака Обаму в 2008 году титулом «Маркетолог года» за победу не у Джона Маккейна, а у корпораций Apple, Nike и Coors. После долгожданного окончания выборов в США, тысячи измученных волонтёров подметают бумажный мусор и расходятся по домам, считая свою работу законченной. Избирательная политика должна вести к переменам, но неолиберальная модель корпоративной «право-центристской» и «лево-центристской» политики гарантирует, что конгрессмены и президенты обеих партий будут подчиняться «одному проценту», который оплачивает этот банкет.

Бывший президент Джимми Картер прямо назвал то, что американцы, стесняясь, называют «финансированием кампании», системой легализованного взяточничества. Учреждение Transparency International ставит США на 22 место по уровню политической коррупции, называя нашу страну самой коррумпированной среди развитых стран. Без массового движения, постоянно подталкивающего к реальным переменам и привлекающего политиков к ответственности, наши неолиберальные правители будут и дальше верить, что могут спокойно игнорировать проблемы и интересы обычных людей при принятии ключевых решений для жизни нашего мира. Фредерик Дуглас написал в 1857 году: «Власть ничего не уступает без требования. Этого никогда не было и не будет».

Миллионы американцев усвоили миф об «американской мечте», поверив, что они имеют исключительные возможности в социальной и экономической мобильности, по сравнению с гражданами других стран. А если они не добились успеха - то это их собственная вина - они либо глупы, либо ленивы. «Американская мечта» - не просто иллюзия, это полная фантазия. На самом деле, в США самое большое финансовое неравенство среди развитых стран. Из 39 развитых стран Организации экономического сотрудничества и развития только в ЮАР, Коста-Рике и США уровень бедности превышает 18%. США - ненормальная страна - очень богатая страна, граждане которой погрязли в нищете. Хуже того, это закреплено системой: дети бедных родителей останутся бедными до старости и вырастят бедных детей. Но идеология «американской мечты» заставляет людей бороться друг с другом за лучшую жизнь только для себя, вместо того, чтобы требовать справедливого доступа к социальной помощи, медицине и образованию для всех.

Корпоративные СМИ делают американцев невежественными и послушными.

Система корпоративных СМИ США уникальна по степени консолидации корпоративной собственности и ограниченности взглядов. Экономические сообщения отражают интересы владельцев корпораций и рекламодателей, обсуждение внутренних дел ограничено представлениями только демократических и республиканских лидеров, вялое освещение международных дел управляется Госдепартаментом и Пентагоном. Закрытая система СМИ закутывает общественность в герметичный кокон мифов, намёков и пропаганды, из-за которого мы совершенно ничего не знаем о собственной стране и мире, в котором живём. Организация Reporters Without Borders ставит США на 48 место из 180 стран по уровню свободы прессы. И в этом рейтинге США снова занимают исключительно низкое место среди развитых стран.

Конечно, люди могут искать правду в социальных сетях, желая спастись от корпоративной болтовни, но социальные сети также рассеивают внимание. Люди проводят бесчисленные часы в facebook, twitter, instagram и других платформах, выражая злобу и разочарование, вместо того, чтобы встать с дивана и сделать что-нибудь, и единственное исключение - подписание петиций одним кликом мыши - ничего не может изменить в этом мире. Добавьте сюда постоянные отвлекающие факторы Голливуда, компьютерных игр, спорта и потребительства, а также истощение от многочасовой работы, чтобы свести концы с концами, и вы получите политическую пассивность американцев. И это не исключение из правила, а закономерный результат работы сети экономических, политических и информационных структур, которые делают американцев невежественными, неуверенными, и беспомощными.

Политическая покорность американского общества не означает, что американцы довольны своей жизнью, а уникальные проблемы, с которыми сталкиваются американские политические активисты, не страшнее тех, с которым сталкиваются активисты в Чили, Гаити или Ираке. Как же нам освободиться от навязанных нам ролей пассивных наблюдателей и бездумных болельщиков политических представлений, организованных правящим классом, который, надсмехаясь над нами, отнимает у нас богатство и власть? Мало кто предсказывал год назад, что 2019 год станет годом глобального восстания против неолиберальной политэкономической системы, которая господствовала более 40 лет. Мало кто предсказывал новые революции в Чили, Ираке или Алжире. Но народные восстания могут менять консервативное мышление.

Причины этих восстаний оказались неожиданными. Протесты в Чили вспыхнули из-за увеличения платы за проезд в метро. В Ливане последней каплей оказался налог на WhatsApp и другие социальные сети. Повышение налога на бензин привело к протестам «жёлтых жилетов» во Франции. Отмена субсидий на бензин спровоцировали восстания в Эквадоре и Судане. Общий признак всех эти движений - возмущение обычных граждан системами и законами, которые укрепляют коррупцию, олигархию и плутократию за счёт снижения уровня жизни народа. В каждой стране эти неолиберальные меры вызвали искры, разжёгшие пламя восстаний. И когда люди вышли на улицы, первоначальные причины их возмущения быстро отошли на второй план, уступив место требованиям отставки властителей и правительств.

Массы против тоталитаризма.

Государственные репрессии только укрепили решимость людей добиваться фундаментальных перемен, хотя миллионы протестующих в большинстве стран продолжают придерживаться тактики ненасилия, резко отличаясь от насильственных ультраправых путчей, как например в Боливии. Хотя эти восстания кажутся стихийными, в каждой стране, где в 2019 году поднялись обычные люди, активисты годами создавали движения, которые и встали во главе народных демонстраций. Исследование истории ненасильственных протестов, проведённое Эрикой Ченовет, показало, что если даже 3,5% населения выходят на улицы с требованием политических перемен, правительства не могут противостоять им. В США после прихода к власти Трампа количество американцев, считающих «прямые действия», включая уличные протесты, противоядием от коррумпированной политики выросло с 17% до 25% - это намного больше 3,5%. Только 28% до сих пор считают важным «голосование за хорошего кандидата». Таким образом, видимо, мы просто ждём хорошего повода для настоящего возмущения.

На самом деле, действия прогрессивных активистов в США давно беспокоят неолиберальный истеблишмент. Без их работы по просвещению тысяч американцев Берни Сандерс оставался бы сейчас малоизвестным сенатором из Вермонта, игнорируемым корпоративными СМИ и демократической элитой. Шокирующий успех Сандерса в президентской гонке 2016 года заставил новое поколение американских политиков говорить о реальных решениях реальных проблем, вместо пустых обещаний и туманных лозунгов таких неолибералов как Трамп и Байден. Мы не можем предсказать, что станет последней каплей для вспышки восстания в США, но всё больше и больше американцев, особенно молодых людей, мечтают об альтернативе системе, которая не отвечает нашим требованиям. Революция готова разгореться, нам нужно только продолжать высекать искры.

Источник: Why Aren't People in the US Rising Up Like Those Elsewhere in the World?, Medea Benjamin, Nicolas J S Davies, commondreams.org, November 14, 2019.

СМИ, ЮАР, полиция, война, репрессии, Эквадор, Боливия, Ливан, демократия, коррупция, неолиберализм, Судан, империя, протесты, Ирак, бедность, Франция, Чили, США

Previous post Next post
Up