Боливия: литий и переворот.

Dec 02, 2019 18:23



Сторонники президента Боливии Эво Моралеса проводят протесты 12 ноября в центре Ла-Паса.

Свержение избранного лидера нельзя понять без взгляда на огромные национальные запасы важного для глобальной экономики полезного ископаемого. Президент Боливии Эво Моралес был свергнут 10 ноября в результате военного переворота. Сейчас он находится в Мексике. Перед тем как покинуть свой пост, Моралес руководил длительным проектом развития экономической и социальной демократии в своей давно эксплуатируемой стране. Важно помнить, что Боливия сталкивалась со множеством переворотов, часто проводимых военными и олигархами в интересах транснациональных добывающих корпораций. Сначала это были оловянные шахты, но сейчас олово уже не считается главным богатством Боливии. На первое место выступили огромные запасы лития, который является важным компонентом современных электромобилей.

Последние 13 лет Моралес проводил реформу в сфере добычи национальных ресурсов. Он хотел, чтобы эти ресурсы приносили пользу не транснациональным корпорациям, а местному населению. Частично он добился в этом успеха, сократив уровень бедности и улучшив общие социальные показатели в Боливии. Национализация ресурсов и направление доходов от их продажи на социальное развитие сыграли в этом важную роль. Отношение правительства Боливии к транснациональным корпорациям вызвало ненависть у них, и Боливия столкнулась со множеством судебных исков. В последние годы Боливия привлекала иностранные инвестиции в развитие добычи лития для возвращения богатства своему народу. Вице-президент Альваро Гарсия Линера говорил, что литий - «источник энергии, который будет питать мир». Боливия не смогла заключить контракты с западными транснациональными фирмами, поэтому решила сотрудничать с китайскими компаниями. Поэтому Моралес оказался в перекрестье мишени - в центре Холодной войны между Западом и Китаем. Антиболивийский переворот невозможно понять без анализа этого противостояния.

В 2006 году Эво Моралес и Движение за социализм победили на выборах, и правительство сразу же попыталось остановить многолетний корпоративных грабёж страны. Новое правительство начало контролировать деятельность таких влиятельных корпораций как Glencore, Jindal Steel & Power, Anglo-Argentine Pan American Energy и South American Silver (теперь TriMetals Mining). Транснациональные корпорации поняли, что привычный «бизнес» больше невозможен. Но они продолжали свою деятельность в некоторых районах страны, прикрываясь старыми контрактами. Например, канадская транснациональная компания South American Silver (созданная в 2003 году, до победы на выборах Моралеса) добывала на шахте Malku Khota серебро и индий (редкоземельный метал, используемый при производстве телевизоров с плоским экраном). И эта корпорация начала расширять свои владения. Земля, которую она захватила, принадлежала коренному народу Боливии. На захваченной земле эта корпорация уничтожала священные места и создавала атмосферу террора.

1 августа 2012 года Боливия приняла Верховный указ №1308, аннулировав контракт с South American Silver (TriMetals), которая обратилась в международный суд и потребовала компенсации. Правительство Джастина Трюдо в интересах этой канадской добывающей корпорации оказало давление на Боливию. В августе 2019 года TriMetals заключила новый контракт с Боливией на сумму 25,8 млн. долларов, что составило одну десятую от ранее требуемой компенсации. Индийская транснациональная корпорация Jindal Steel имела старый контракт на добычу железной руды на шахте El Mutún, этот контракт был приостановлен в 2007 году. В июле 2012 года Jindal Steel расторгла контракт, обратилась в международный суд и потребовала компенсации. В 2014 году парижская Международная торговая палата присудила Боливии штраф в размере 22,5 млн. долларов. По ещё одному иску Jindal Steel потребовала компенсацию в размере 100 млн. долларов.

Правительство Боливии конфисковало три предприятия у швейцарской транснациональной добывающей корпорации Glencore: оловянно-цинковую шахту и два плавильных завода. Эта конфискация произошла после насильственных столкновений между охраной корпорации Glencore и шахтёрами. Самый наглый судебный иск подала корпорация Anglo-Argentine Pan American Energy - на сумму 1,5 млрд. долларов за конфискацию государством доли этой корпорации в добыче природного газа на месторождении Chaco. В 2014 году Боливия заплатила по этому иску 357 млн. долларов.

Масштабы подобных исков оказались огромны. Было подсчитано, что в 2014 году государственные и частные платежи за национализацию этих ключевых секторов превысили 1,9 млрд. долларов, в то время как ВВП Боливии составлял 28 млрд. долларов. В 2014 году Financial Times признала, что стратегия Моралеса не совсем неуместна: «Доказательством успеха экономической модели Моралеса является то, что после прихода его к власти он утроил размер экономики, одновременно нарастив рекордные резервы иностранной валюты».

Важнейший природный ресурс Боливии - литий, который необходим для производства электромобилей. Предположительно, в Боливии находится 70% всех мировых запасов лития, в основном, в солончаках Salar de Uyuni. Сложность добычи и переработки привела к тому, что Боливия не смогла самостоятельно развивать литиевую промышленность. Для этого требуется капитал и экспертная деятельность. Эти солончаки находятся на высоте около 3600 метров над уровнем моря, и на них выпадает много осадков. Это затрудняет использование солнечного испарения, которое применяется на месторождениях в Чили и Аргентине. Боливия нуждается в более сложном техническом решении, для которого необходимы дополнительные инвестиции.

Боливийская политика национализации и сложность месторождений лития отпугнули несколько транснациональных корпораций. Eramet (Франция), FMC (США) и Posco (Южная Корея) не заключили контракты с Боливией и продолжают работу в Аргентине. Моралес ясно дал понять, что любая добыча лития должна осуществляться при равном участии Comibol - боливийской государственной добывающей компании, а также Yacimientos de Litio Bolivianos - национальной литиевой компании. В прошлом году немецкая фирма ACI Systems согласилась заключить контракт с Боливией, но после протестов местных жителей Моралес отменил эту сделку 4 ноября 2019 года.

Китайские компании TBEA Group и China Machinery Engineering заключили контракт с Yacimientos de Litio Bolivianos. Есть сведения, что китайская компания Tianqi Lithium Group, которая работает в Аргентине, тоже собирается заключить контракт с Боливией. По этим контрактам были разработаны новые способы добычи лития и распределения прибыли от его продажи. Мысль, что литий может стать основой для нового социального развития Боливии, неприемлема для западных добывающих корпораций. Корпорации Tesla (США) и Pure Energy Minerals (Канада) проявили интерес к боливийскому литию. Но они не стали заключать контракты на условиях Моралеса. Так Моралес оказался главным препятствием для захвата литиевых месторождений западными корпорациями. Он должен был уйти. Неудивительно, что после путча стоимость акций Tesla резко подскочила.

Источник: After Morales Ousted In Coup, The Lithium Question Looms Large In Bolivia, Vijay Prashad, Independent Media Institute, popularresistance.org, November 18, 2019.

армия, Китай, полиция, Англия, Швейцария, Канада, Мексика, Боливия, демократия, коррупция, неолиберализм, Индия, империя, протесты, Германия, Франция, США, терроризм

Previous post Next post
Up