Восстание в Ираке.

Oct 20, 2019 07:25



Ирак готов к новому повороту в своей истории, а пока его народ ждёт, отменит ли правительство комендантский час, блокировку интернета и разгоны демонстраций. Я поселился в гостинице «Багдад» на улице Садун в центре иракской столицы - рядом с площадью Тахрир, на которой часто проходят местные протесты. Во вторник я посетил базы иракской армии на севере Багдада, чтобы узнать, насколько велики угрозы возрождения ИГИС. Я не ходил по городу пешком. Около 4 дня во вторник, я услышал автоматную стрельбу на близком расстоянии, но сначала подумал, что это просто свадьба. Но выстрелы становились всё громче и уже раздавались около гостиницы. В холле гостиницы мне сказали: «Уже убито 10 человек, и боевые действия будут усиливаться».

Оказалось, что правительственный разгон небольших протестов 3000 человек на площади Тахрир, которые три месяца выступали против коррупции, безработицы и грязной воды, закончился стрельбой. Протестующие пытались пройти по мосту Джумхурия в сторону «зелёной зоны», где расположены штаб-квартиры парламента, премьер-министра и правительства. Полиция, имеющая плохую репутацию в Ираке, открыла огонь резиновыми и боевыми пулями, в сопровождении светошумовых гранат. Вскоре в социальных сетях появились видеозаписи нападения полиции на 20-летних демонстрантов с использованием горячей воды. Этот инцидент превратил слабые протесты в массовые демонстрации, которые могут свергнуть правительство премьер-министра Адиля Абдул-Махди. Полиция только подлила масло в огонь народного возмущения к клептократическому правительству, которое украло 450 млрд. долларов после свержения Саддама Хусейна в 2003 году.

Все иракцы знают, что их страна обладает огромными нефтяными богатствами, приносящими 6,5 млрд. долларов в месяц, в то же время они сталкиваются с ужасной безработицей, отключением электричества, коррупцией, развалом систем здравоохранения и образования. Они знают, что чиновники получили огромные деньги на проектах, которые не только не выполняются, но даже и не начинаются. Несколько лет правительство платило США десятки тысяч долларов за оборудование для поиска бомб, которое стоило несколько долларов и не работало. Это чувство обиды достигло сейчас высокого градуса, и если правительство не сможет его обуздать, то не проживёт и нескольких дней. Одна из сильных сторон этих протестов - у него нет лидеров, оно использует различные лозунги, а это означает, что правительству не с кем вести переговоры, поскольку оно не может разговаривать со всем народом. Многие иракцы говорят, что нельзя избавляться от правительства, не зная, кто придёт на его место, а другие говорят, что хуже уже не будет и готовы прыгнуть с закрытыми глазами.

Возмутительный грабёж иракских ресурсов идёт с 2003 года, но правительственные чиновники заявляют, что общество должно держаться вместе, чтобы предотвратить возвращение Аль-Каиды и ИГИС. До освобождения захваченного ИГИС Мосула в 2017 году к этим заявлениям прислуживалось большинство иракского общества. Но сейчас ИГИС почти нет в стране, и более трёх лет в Багдаде не было больших терактов. Люди уже не так запуганы убийствами, чтобы смиряться с тотальной коррупцией и отсутствием основных услуг. В какой-то момент подскочило недовольство работой социальных служб, а чрезмерное правительственное насилие поставило страну на порог революции. Почему это случилось, остаётся загадкой - некоторые считают, что премьер-министр послушался советов военных ястребов, которые плохо разбираются в иракской политике.

Примечательно, что правительство не желает идти ни на какие уступки, с тех пор как сделало свои первые ошибки. «Премьер-министр должен объявить об арестах десятков самых коррумпированных чиновников правительства», - сказал мне один местный житель. Но все министры только открыто заявляют, что проведут тщательное расследование причин протестов, хотя они для всех совершенно ясны: коррупция, безработица и развал государственных социальных служб. Что будет дальше? Правительство не может бесконечно продлевать комендантский час в Багдаде с населением более семи миллионов человек. Люди проводят демонстрации уже около моей гостиницы, и многие идут на площадь Тахрир. Запрет интернета нарушил связи между протестующими, осложнив организацию демонстраций в центре города.

Но это лишь распространило протесты на все районы Багдада, включая район Ас-Садр, в котором проживает около 3 млн. шиитов. Вчера сообщалось, что демонстранты подожгли городские и федеральные правительственные здания. И это восстание распространилось по всему южному Ираку, правда, пока не затрагивая суннитские провинции. Этому шиитскому правительству с его шиитской армией сложно подавлять своё шиитское население. Легитимность правительства падает с каждым днём. Религиозный лидер шиитов Али Систани может выступить против правительства в любой момент. Популярный лидер националистов Муктада Ас-Садр, чьё движение победило на выборах 2018 года, заявил о своей поддержке этих протестов, хотя пока он не хочет возглавлять их, чтобы не политизировать и не дискредитировать их в глазах большинства иракцев. Представители правительства отказываются разговаривать даже с иракскими журналистами, боясь народного гнева. Если премьер-министр не возьмёт под контроль этот конфликт, его правительство может рухнуть в ближайшие дни.

Источник: Iraq is in Revolt, Patrick Cockburn, counterpunch.org, October 7, 2019.

СМИ, коррупция, демократия, неолиберализм, империя, полиция, Ирак, протесты, репрессии, США

Previous post Next post
Up