Роль учителей в пуэрториканском восстании.

Aug 17, 2019 08:13



Американцы сегодня сетуют на плачевное состояние демократии в Вашингтоне, поэтому правительство должно обратить пристальное внимание на Пуэрто-Рико, где длительная всеобщая забастовка, практически парализовавшая остров, вынудила губернатора Рикардо Росселло объявить о своей отставке. Во время этой забастовки огромные массы народа круглосуточно окружали губернаторский особняк, перекрыли шоссе в Сан-Хуане, и призвали некоторых кандидатов от Демократической партии потребовать отставки губернатора.

У протестующих было несколько причин для возмущения, но «последней каплей» стали сообщения из чата, раскрытые независимой новостной организацией, в которых губернатор и его приближённые оскорбляли своих политических оппонентов и сторонников, журналистов и гомосексуалистов. Ещё одной важной темой этих сообщений стали учителя островных государственных школ, которых губернаторский финансовый руководитель Кристиан Собрино назвал «террористами». (Собрино и другие высокопоставленные чиновники, участвовавшие в этом чате подали в отставку после обнародования этих сообщений).

Школьные учителя Пуэрто-Рико постоянно выступали против режима Росселло, и крупнейший островной учительский профсоюз Asociación de Maestros de Puerto Rico (AMPR) соединился с другими профсоюзами на острове для организации всеобщей забастовки. Рэнди Вайнгартен - глава Американской федерации учителей, филиалом которой является AMPR - присоединилась к требованиям отставки Росселло. Недовольство учителей губернатором Росселло началось задолго до опубликования оскорбительных сообщений.

«Люди в Пуэрто-Рико почувствовали, что губернатор их предал», - сказала нам по телефону Мирна Ортис-Кастильо. Ортис-Кастильо - учитель третьего класса и финансовый секретарь отделения AMPR в Баямоне. - «Он должен был заботиться о людях. Но он заботился только о своих друзьях». Среди «друзей», на которых намекает Ортис-Кастильо - индустрия чартерных школ. Во время своего губернаторства Росселло принял закон о разрешении чартерных школ на острове, после этого он принуждал к массовому открытию чартерных школ. Теперь, после его изгнания и коррупционных скандалов, чартерная индустрия в Пуэрто-Рико, вероятно, столкнётся с проблемами.

Деятельность «друзей» чартерных школ.

Основное учительское разочарование в Росселло началось в декабре 2016 года, когда он назначил министром образования Пуэрто-Рико Джулию Келхер. Келхер, которая родилась в Филадельфии и почти не говорит на испанском языке, уже работала на правительство, когда её фирма Keleher & Associates получила контракт стоимостью 1 млн. долларов на проведение консультации по перестройке системы образования на этом острове. Её огромная зарплата 250 тыс. долларов за оценку образования, работники которого получали по 27 тыс. долларов, вызвала возмущение.

Вскоре после вступления в должность Келхер выдвинула план закрытия около 200 государственных школ на острове, что должно было закончиться увольнением тысяч учителей. Она также пригрозила децентрализовать школьную систему и передать в частные руки школьные услуги. Планы Келхер немедленно натолкнулись на сопротивление нескольких политических фракций на острове, но всего через девять месяцев она получила прекрасную возможность для осуществления своего плана, когда на остров обрушился ураган Мария. Этот ураган причинил школам ущерб на сумму 142 млн. долларов, и через 40 дней после урагана работали только 109 и 1100 школ Пуэрто-Рико. Келхер неоднократно называла эту катастрофу «возможностью».

Повторение новоорлеанского сценария.

В то время как Келхер добивалась политической поддержки для основания чартерных школ, учителя работали в своих общинах над ликвидацией последствий урагана. Ортис-Кастильо стала одной из первых, кто отреагировал на массовые разрушения. По телефону она рассказала мне о поездках в опустошённые районы, в которых профсоюз использовал свою огромную организацию для определения нуждающихся в еде и воде детей и их родителей. На самом деле, многие школы стали центрами помощи пострадавшим. Но у Келхер были другие приоритеты.

Как писал журналист Education Week, она «глубоко погрузилась в уроки потерь и возможностей, созданных предыдущими катастрофами, включая ураган Катрина, который обрушился на Новый Орлеан в 2005 году». Келхер говорила, что Новый Орлеан стал «точкой отсчёта: мы не должны недооценивать ущерб или возможности создания новых лучших школ». После урагана Катрина государство закрыло новоорлеанские школы, уволив более 7000 учителей и разогнав школьный совет. Сегодня 100% бывших государственных школ Нового Орлеана превращены в чартерные школы, которыми управляют частные лица.

Росселло объявил, что почти треть пуэрториканских школ не имеют электричества, а в сотнях других разрушены стены, протекают крыши и нет интернета. Затем Росселло заявил о намерении закрыть около 300 школ и принять закон о легализации чартерных школ на острове. Рейчел Коэн написала в Intercept, что этот закон очень «расплывчатый», а это может привести к мошенничеству и коррупции, которые всегда сопровождают чартерные школы. И для помощи в составлении нового закона Келхер обратилась к министру образования США и чартерной пропагандистке Бетси Девос.

Такие же опасения высказали и аналитики из Национальной ассоциации образования, обратив внимание, что этот закон «оставил без ответа», разрешат ли коммерческим компаниям управлять чартерными школами и будут ли чартерные школы принимать детей с ограниченными возможностями, которых на острове около 40%. Учителя высказали свою оппозицию этому закону проведя однодневную забастовку, остановившую работу всех школ в Пуэрто-Рико. Но этот закон всё равно был принят.

Государственные деньги в частные карманы.

«У учителей были большие проблемы с губернаторским министром образования», - сказала Ортис-Кастильо. - «Мы с самого начала призвали расследовать её деятельность. Мы могли увидеть, что деньги, предназначенные для учеников, не поступали в школы». Учителя оправдано не доверяли властям. Заявив, что закрытие школ сэкономит 7 млн. долларов, Келхер подписала контракт на 16,9 млн. долларов с калифорнийским «Джозефсоновским институтом этики» на пропаганду «ценностей» в школах Пуэрто-Рико, а также заявила о ненужности учебного плана и школьных принадлежности для детей.

После урагана Келхер организовала широкую кампанию по пропаганде чартерных школ, в то время как школы сталкивались с заплесневелыми классами, протекающими крышами, неработающими туалетами и нашествием крыс. Желание Келхер переправить образовательные деньги частным предприятиям стало очевидным после открытия первой чартерной школы на острове, в которой было меньше учеников, а учителям платили больше среднего уровня зарплаты. И хотя большая часть школьного финансирования предоставлялась некоммерческой организации, это не ослабило учительского негодования. «Открытие чартерных школ в Пуэрто-Рико - не хорошее решение», - сказала Ортис-Кастильо. - «Чартерные школы - метод, которым политики передают деньги своим друзьям. Школьные деньги должны поступать школам и детям».

Возмездие.

Закулисный сговор между правительством Росселло и бизнесменами, связанными с чартерными школами, продолжался и после ухода Келхер в отставку в начале этого года. После её отставки, её компания получила контракт на работу с юридической фирмой, которая оказывала помощь сторонникам открытия чартерных школ в Пуэрто-Рико. В этой фирме «контактным лицом» также работал брат губернатора Росселло Джей Росселло. Отношения этой фирмы с Келхер начались ещё в 2017 году, когда её Министерство образования заключило с ней контракт на предоставление юридических консультаций в области образовательной политики.

Однако, пристрастие Келхер отдавать государственные доллары своим друзьям, видимо, подвело её. За несколько дней до всеобщей забастовки и отставки губернатора, СМИ сообщили, что Келхер арестована за передачу дружественным частным фирмам 13 млн. долларов из федерального образовательного бюджета. Она обошла официальные процедуры, чтобы заключить контракты со своими друзьями, а также соучаствовала в отмывании денег и мошенничествах. В своём заявлении с призывом к отставке Росселло, Вайнгартен написала: «Росселло и Келхер проигнорировали неоднократные призывы Asociación de Maestros de Puerto Rico и Американской федерации учителей использовать федеральные средства для восстановления государственного образования на острове, и перенаправили необходимые государственным школам деньги на открытие чартерных школ».

Уроки демократии.

Хотя Келхер уже не работает, и Росселло грозит то же самое, учителя Пуэрто-Рико не собираются отступать. Ортис-Кастильо сказала, что учителя намерены встретиться с новым министром образования, чтобы узнать, какие планируются изменения. Они также организовали протесты против возможного преемника Росселло - министра юстиции Ванды Васкес, которая пока выражает нежелание занимать эту должность. Недавно Росселло назвал еще одного возможного преемника - бывшего члена Конгресса США Педро Пьерлуиси, и пока не ясно, как учителя отнесутся к его кандидатуре.

Ортис-Кастильо и её коллеги хотят одного - чтобы люди понимали, что учителя «продемонстрировали, что без оружия и насилия, мы можем привлечь политиков к ответственности перед народом. Сейчас мы хотим, чтобы избиратели больше знали о тех, за кого они голосуют. Кандидаты должны показывать, что они собираются делать, и это должно приносить пользу всем людям, а не только им самим и их друзьям. Мы также хотим, чтобы люди понимали, что никогда не стоит сдаваться». Похоже, такой же урок могут извлечь и все американцы.

Источник: Teachers’ Role In The Puerto Rico Uprising, Jeff Bryant, Independent Media Institute, popularresistance.org, August 4, 2019.

забастовки, преступность, коррупция, демократия, Пуэрто-Рико, неолиберализм, школы, империя, протесты, США

Previous post Next post
Up