Думайте, просто путешествовать по Ближнему Востоку? Подумайте ещё раз! Спросите палестинцев, как они добираются из пункта А в пункт Б в своей стране. Сидя как-то в старой турецкой гостинице в Вифлееме, я спросил у официанта, что нужно, чтобы поехать отсюда в Газу, где, по его словам, живут его родственники. Он посмотрел на меня так, словно я упал с луны: «Я никак не могу туда добраться. Если мои родные заболеют или умрут, то, в теории, я могу подать прошение, чтобы Израиль разрешил мне поехать туда, но нет совершенно никаких гарантий, что они разрешат, и я успею попасть в Газу вовремя…»
Я попробовал прикинуться наивным: «А что если кто-нибудь из арабской страны, которая не признаёт Израиль, захочет приехать сюда, в Вифлеем? Например, ливанский паломник или просто турист? Смогут они въехать из Иордании?» Официант какое-то время думал, стоит ли мне отвечать, а потом простил меня: «Западный берег… Понимаешь, его рисуют на картах как автономию или независимую территорию. На самом деле, границы и перемещения людей полностью контролируются израильтянами».
Моя подруга - легендарная левая израильская защитница прав человека и убеждённая сторонница независимости Палестины - Линда Брайер отодвинула чашку кофе и высказала несколько откровенных замечаний. Она нелегально перевезла меня «контрабандой» в Вифлеем. Как израильской гражданке, ей не разрешено въезжать на Западный берег, но так как она ехала со мной, а я иностранец, и на голове у неё был платок (несколько лет назад она приняла ислам), то израильские солдаты легко пропустили нас, не задавая слишком неудобных вопросов.
Неестественно, отвратительно и дико? Не для тех, кто живёт и работает в этой части мира! Это считается тут «обычным делом». Во время последней Интифады я нанял такси из Иерусалима до границы с Газой, которое вёл российско-израильский еврей - студент, который буквально схватился с пограничниками, требуя пропустить его в Газу, чтобы «увидеть, что моё траханое правительство делает для палестинского народа».
Они не пустили его в Газу. Они арестовали его. А я вошёл, потому что иностранец. Во время моей работы в Газе мою машину обстрелял израильский военный вертолёт. Он промазал… Но, по крайней мере, мне разрешили попасть в Газу. Это похоже на русскую рулетку: иногда вас пропустят, иногда нет, но ничего не объясняют. В тот момент как раз открылся новый международный аэропорт в Газе. После нескольких дней боевых действий взлетно-посадочная полоса была разбита израильскими бомбами, все рейсы отменили, и мне пришлось выезжать через Египетский Синай.
Позже я увидел, как жестока израильская оккупация Сирийских Голанских Высот, как она разделила бесчисленные семьи и общины. Люди вынуждены кричать друг другу через израильские заборы с колючей проволокой под электрическим напряжением. Единственный способ воссоединиться всем родным, хотя бы на день или два - добраться до Иордании. Сирийские Голанские Высоты были известны своими восхитительными яблоками и древней общиной друзов. Они привлекали путешественников со всего мира. Теперь они оккупированы Израилем, население сильно сокращено, территория милитаризирована. Хотите поехать туда? Не получится. Дорога закрыта.
Несколько лет и десятилетий эти безумные запреты и барьеры существовали, в основном, на оккупированных Израилем территориях. Однако, сейчас весь Ближний Восток разделён конфликтами, дикими правилами и запретами. Если вы не военный корреспондент, западный «советник», шпион или «сотрудник гуманитарной помощи», даже не думайте о поездке в Ирак. Почти как Афганистан и Ливия, Ирак полностью разрушен НАТО. Кроме того, получить сейчас визу туда почти невозможно. В недавнем прошлом западные путешественники наводняли Эрбиль и его окрестности - главный город неофициального «Иракского Курдистана». Этот район управлялся бесстыдными прозападными элитами, которые не зависели от Багдада. Там был свой визовый режим. Но теперь даже туда очень сложно попасть иностранцам.
Сирия остаётся военной зоной, хотя её правительство, поддерживаемое большинством сирийского народа, выигрывает жестокий конфликт, разожжённый Западом и покорными ему странами. Сирия была одной из безопасных, образованных и развитых стран в регионе, построенной по социалистическим принципам. Раньше у неё была изумительная научная база, а также десятки туристических достопримечательностей мирового уровня. Поэтому, с точки зрения Запада, её нужно было сначала опорочить, а потом разрушить. Понятно, что Сирия не выдаёт туристические визы гражданам тех стран, которые пытаются её разрушить.
Соседний Ливан страдает от наплыва беженцев, от географической изоляции и различных законсервированных и полуактивных террористических ячеек. Путешествие из Ливана в Сирию почти невозможно, по крайней мере, опасно и сложно. Ливанские граждане могут въехать в Сирию, но «на свой страх и риск». Ещё недавно люди свободно ездили из Бейрута в Европу, и обратно, через Турцию и Сирию. Теперь это сказка. Как мне рассказывают, несколько лет назад ливанские представители среднего класса могли проводить выходные в Хайфе, поехав туда на своих машинах. Теперь ливано-израильская граница наглухо закрыта. Обе страны находятся практически в состоянии войны. Войска ООН патрулируют так называемую «Голубую линию». Кроме беспилотников и израильских самолётов, бомбящих Сирию, никто не может перечь эту границу.
Люди страдают по обе стороны турецко-сирийской границы. Конечно, сирийцы страдают намного сильнее, сталкиваясь с прямой турецкой военной агрессией. Но и турки заплатили высокую цену за эту войну. Они страдают от терактов, а также от коллапса торговых отношений между этими странами. Многие деревни около Хатая и Газиантепа быстро превратились в пустые места. Например, такие города как Адана в Турции и Алеппо в Сирии раньше связывались автострадой, по которой в обе стороны неслись потоки машин. Развивалась торговля, туризм и социальные связи. Теперь Анкара строит огромную бетонную стену между двумя странами. Никто не может пересечь границу, кроме турецких военных отрядов.
В Саудовскую Аравию давно невозможно попасть туристам. Эта ваххабистская марионетка Запада совершенно не признаёт существование туризма и свободных путешествий. В это королевство можно въехать только для бизнеса или религиозного паломничества. Огромная территория Саудовской Аравии расколола весь регион Персидского залива с точки зрения перемещения людей. Есть некоторые лазейки и «транзитные визы», которые можно получить (если повезёт, да и то с большим трудом) - например, для тех, кто едет на своей машине или на автобусе из Иордании в Бахрейн или Оман.
Уже несколько лет невозможно попасть в самую культурно-потрясающую страну Персидского залива - Йемен. Йемен - жемчужина древней архитектуры и цивилизации, особенно такие её города как Сана, Забид и Шибам. Сегодня ОАЭ оккупируют город Аден и побережье, а Саудовская Аравия бомбит остальную часть страны, которую контролируют повстанцы. Недавно вспыхнул странный конфликт между Катаром (богатейшей страной Персидского залива, с огромным военным контингентом США, а также с такими глобальными корпоративными СМИ как Al-Jazeera) и несколькими арабскими партнёрами Запада, включая Саудовскую Аравию. Границы закрыты, взаимные претензии продолжаются. Постоянно растёт вероятность открытой войны. Катар лицемерно обвиняют в «поддержке терроризма», как будто та же Саудовская Аравия не делает то же самое.
Полёты по региону стали кафкианскими. Все авиакомпании Ближнего Востока и Персидского залива облетают Израиль. Некоторые летают над Сирией, но большинство облетают и её. Когда-то богатая, а теперь беднеющая Qatar Airways не может летать над Саудовской Аравией и ОАЭ. Недавно я летел на самолёте этой кампании из Бейрута в Найроби (Кения). Раньше это был простой и удобный рейс, а теперь это сущий кошмар. Так как лётчикам запрещено лететь над Сирией и Саудовской Аравией, они летят на север - через Турцию и Иран, делая крюк в лишних полтора часа. На обратном пути полёт, который раньше длился менее 4 часов, теперь превышает 5 с половиной часов. Самолёт летит прямо из Африки в Иран, а затем делает крюк, облетая ОАЭ и Йемен.
Ливанская компания Middle Eastern Airlines - одна из немногих авиакомпаний, которая игнорирует эти порядки и летает прямо над Сирией и странами Персидского залива. Большинство других компаний не осмеливаются делать это. Но и Middle Eastern Airlines вынуждена облетать Израиль, делая замысловатые подходы к международному аэропорту имени Рафика Харири. Исключением являются турецкие авиакомпании, которые летают повсюду, включая Израиль.
Этот очерк не столько о политике и причинах нынешнего положения, хотя ясно, что мы говорим сейчас, в основном, о неоколониализме в современном мире. Политический кошмар, созданный «традиционными» западными колониальными державами и их региональными партнёрами, привёл к географическому расколу, к извращённому положению в этой части мира. Всё чаще народы теряют контроль над своими странами. Они уже не могут свободно передвигаться по своему региону.
Конечно, много неудобств существует и в других местах, включая юг Тихого океана. Тамошнюю ситуацию я описал в своей книге «Океания». Вся та огромная часть мира буквально разрезана на части неоколониальными странами и их геополитическими интересами. США, Франция, Австралия и Новая Зеландия фактически правят Полинезией, Меланезией и Микронезией. Когда-то гордая и уникальная часть мира расколота и внутри: люди разобщены и вынуждены зависеть от Запада. На Ближнем Востоке повсюду разделительные линии, стены и колючая проволока. Они видны невооружённым глазом. Но они находятся и внутри человеческих умов, нанося ущерб человеческой психике, убивая мечты о единстве и общем будущем.
Раньше это была колыбель нашей цивилизации - богатая, мудрая и потрясающе прекрасная часть мира. Теперь она расколота на части. Запад правит ей через подчинённых ему партнёров: Израиль, Саудовскую Аравию и Турцию. Он контролирует всё. Он правит почти всем Ближним Востоком. Ничто не может передвигаться без его разрешения. Мы часто не знаем об этом. Это умалчивается. Но такова реальность. Это извращённая концепция «свободы». Правители стран Персидского залива и оккупированных стран Ближнего Востока назначаются извне. Результат ужасен: электрические заборы, стены и ограничения на путешествия. Это старая патологическая британская концепция «разделяй и властвуй».
Пока я дописываю этот очерк, мой самолёт, который должен лететь на юго-запад, повернул на северо-восток, чтобы облететь воздушные пространства так называемых враждебных государств. Местные, возможно, привыкли к тому, что их регион «перестроен». Или они приучились не замечать это. Но компьютер продолжает рисовать абсурдную траекторию полёта. Компьютеры можно запрограммировать или перепрограммировать, но им нельзя промыть мозги. Они не воспринимают пропаганду и просто показывают на своих экранах абсурдность, которая разворачивается за бортом.
Источник:
Do You Want to Travel Around The Middle East? Think Twice!, Andre Vltchek, journal-neo.org, May 10, 2018.