«Африка кормит мир, но мир ест без Африки», - доктор Э. Обири Аддо.
В 1983 году Одр Лорд
написала, что «среди тех, кто согласен с целями освобождения и работоспособного будущего для наших детей, не может быть никаких иерархий угнетения», и действия, которые внедряют угнетение в иерархию - репрессивный акт. Конечно, большинство левых, особенно в западных странах, поддерживающих антиимпериализм, антиколониализм и пацифизм, согласны с этим в теории, но, когда дело доходит до реальной Африки, они придерживаются иерархии угнетения. Мы наблюдаем дефицит сочувствия, а вернее - самообразования, когда западные левые рассуждают о современности и истории африканских стран.
Западные левые привыкли критиковать государственное насилие по всей планете, которое усиливается под влиянием Запада, и это правильно. Левые
сплотились против американской интервенции в Сирию, где бомбардировки США
убивают тысячи гражданских лиц. Западные левые несколько десятилетий защищают права палестинского народа, страдающего от незаконной израильской оккупации и насилия. Из-за их отношения к активному социалистическому проекту, защита Венесуэлы занимает важное место в антиимпериалистической деятельности западных левых. Западные левые поддерживают прогрессивные социальные движения, сопротивление оккупации, борьбу за независимость и права человека в различных частях мира, хотя и в недостаточном объёме. Однако, Африка лишена их поддержки.
Несколько лет назад я начал упорно работать над организацией политического образования в Атланте при поддержке Фонда Уолтера Родни, которым руководит семья покойного гайанского революционного интеллектуала Уолтера Родни. Вскоре я увидел действие двойных стандартов в иерархии угнетения. Наша организация работает над активизацией африканских и карибских активистов, академиков и художников в Атланте. На наши лекции приходит множество марксистов, анархистов, радикальных феминисток и других левых, поддерживающих панафриканизм. Каждый раз, когда я рассказываю о насилии в Южном Судане в ходе
развязанного США и другими странами конфликта, или о других африканских событиях, я замечаю удивление на лицах слушателей - для них всё это совершено неизвестно.
Американские левые ничего не говорят о ситуации в Демократической Республике Конго (ДРК), которую опустошили несколько десятилетий насилия, нестабильности и гражданской войны. Все «миротворческие» усилия ООН в ДРК
провалились и даже усугубили насилие. Миротворцы ООН
обвиняются в 700 изнасилованиях, хотя и избежали суда. Только с 2016 года
более 1,3 млн. человек стали внутренними беженцами в ДРК.
За насилие и нестабильность в этой стране несут, по крайней мере, частичную ответственность американские и европейские институты и транснациональные корпорации, которые используют агроколониализм, коррупцию, земельный грабёж и нарушения прав человека для поддержания
своего регионального господства. Это одна из
самых богатых природными ресурсами стран с миллиардными контрактами на их добычу, которые приносят выгоду американским, шведским и канадским компаниям. Здесь широко используются частные военные для защиты корпоративных интересов и
детский рабский труд в шахтах. Земля и права конголезцев растаптываются Западом несколько десятилетий с использованием капиталистической эксплуатации и насилия. Однако, западные левые присоединились только к нескольким международным акциям
«Руки прочь от Конго».
Точно такую же ситуацию с дефицитом понимания мы можем наблюдать и по отношению к происходящему сейчас в Южном Судане - в этом «новейшем» государстве. Как написал журналист Ник Турс в своей книге 2016 года «В следующий раз, когда они придут подсчитывать мёртвых: война и выживание в Южном Судане», формирование Южного Судана в 2011 году было проектом США. С 1955 по 2005 год Судан пережил две длительные гражданские войны, унесшие жизни более 6 миллионов человек, особенно после поставок военной техники США «повстанческими группировкам» в 1996 году. Эта военная техника обострила конфликт, который давно подпитывался поставками оружия через Эфиопию, Эритрею и Уганду. На этом фоне уродливо выглядит поддержка клинтоновским Госдепартаментом
использования в Южном Судане детей-солдат, несмотря на законодательное запрещение военной помощи странам, использующим детей-солдат. Вообще-то, нужно было организовать международный протест по этому поводу, но американские левые не сделали этого.
Сегодня Южный Судан находится на грани ещё одной гражданской войны из-за
расширения военных баз США в стране для защиты доступа к богатым суданским нефтяным ресурсам. Южный Судан - одна из
самых насыщенных оружием стран, которое куплено у
Израиля, Украины, Канады, Ирана, Британии и Китая. Как в Ираке и Сирии, многие страны вооружают обе стороны конфликта в Южном Судане и наживаются на насилии в этой стране, но западные левые не протестуют против этого.
Наблюдая такие двойные стандарты, мы должны понимать, что они касаются не только отношения западных левых к текущим событиям, но к истории, которую они должны знать лучше. Хотя многие американские левые хорошо знают работы Маркса, Грамши, Фуко, Люксембург, Ленина и Троцкого, лишь немногие могут назвать пару африканских революционеров. И немногие стремятся узнать больше о революционных восстаниях в таких странах как Бенин, ДРК, Гана, Занзибар, Алжир или Сенегал. И мало кто знает о таких борцах с колониализмом как Уолтер Родни, Франц Фанон, Тома Санкара (которого называют «африканским Че»), Патрис Лумумба, Стив Бико, Джулиус Ньерере, Секу Туре, Кваме Нкрума и Винни Мандела.
Великие истории современных движений и сражений, революционеров и политиков Африки, практически, не замечаются западными левыми, которые очень редко и убого говорят о борьбе в Африке. Они часто говорят об африканских странах с точки зрения столкновения интересов западных стран и Китая, но почти никогда - с точки зрения самих африканцев. Уроки, которые мы можем извлечь из борьбы этих народов, а также тяжелое положение в этих странах помещаются западными левыми на нижние места иерархии угнетения. Этот дефицит сочувствия коренится в логике белого превосходства, которая всегда оправдывала эксплуатацию низших народов.
Левые интеллектуалы и активисты предали своих африканских братьев и сестёр. Раз мы хотим верить, что антиимпериалистическая глобальная политика - трансгрессивное движение, мы должны понимать, что она не может всего лишь следовать традиционным тенденциям по отношению к популярным странам и народам. Мы знаем, что африканская борьба всегда будет исключаться из этой формулы. Чтобы согласовать наши действия с нашей риторикой, мы должны так развиваться, чтобы наши исторические исследования, теории и взгляды на современные события учитывали важность страданий африканских народов и борьбы африканских революционеров.
Источник:
Does the Western Left Have an African Problem?, Devyn Springer, truth-out.org, October 16, 2017.