Говорят, что в Афинах в IV веке до нашей эры жил философ, который половину своей жизни провёл в бочке (и умер на девятом десятке). Из имущества у него не было ничего, кроме палки, чёрного халата и мешка с хлебом. Этого философа звали Диоген (он родился в 413 году до нашей эры в городе Синоп, который позже стал турецким). Диоген был одним из самых известных философов школы «киников» (основал которую около 400 до н.э. ученик Сократа Антисфен). Смысл этого учения: счастье не связано с внешними факторами (например, физическим благосостоянием или политической властью), для счастья необходимо избавление от желаний и независимость от постоянно меняющихся внешних условий, нужно вести себя «естественно», без забот (отсюда связь названия школы с собаками, которые ведут себя также беззаботно). Только в этом случае «не исчезнет счастье», считали они, а главное - принять неизбежную боль.
Киники противопоставляли себя другой философской школе, основанной ещё одним учеником Сократа - Аристиппом, который призывал к «наслаждениям» (а не к освобождению от них) и избегал всех форм боли. Киники до логического завершения развили идеи Сократа, который, стоя перед торговой лавкой, сказал однажды: «сколько вещей, которые мне не нужны!», выражая самодостаточность. Широко известна история: Александр Великий (Македонский) подошёл к бочке Диогена, а тот стоял перед ним и «наслаждался солнцем», Александр спросил его, нужно ли ему что-нибудь (Александр слышал о его интеллектуальных разногласиях с Платоном), и Диоген ответил: «да, отойди немного в сторону, и не закрывай мне солнце».
Философский ответ на социальный кризис.
Философии киников и стоиков (другая школа, основанная Зеноном с Кипра под влиянием цинизма) стали философским ответом на разложение и распад афинского общества и отражением противоречивых общественных вопросов того времени. Эти философии содержали аспекты необходимости концепции материализма (у стоиков) и единства материального и духовного, в противоположность материально-духовной «двойственности» Платона. Философия киников (цинизм) возродилась позже, в XIX веке, став воплощением разочарованных и негативных чувств, сомнений и нигилизма, а также недоверия к власти и всему обществу.
Циники в Гарварде.
В 2015 году в Гарвардском университете закончилось, «вероятно, самое длинное исследование в истории» о развитии и изменении людей. Один из руководителей этого исследования Роберт Уолдингер опубликовал видео-выступление «Что делает жизнь хорошей? Уроки самого длительного изучения счастья». Это исследование изучало жизнь 720 человек в течение 75 лет (с 1938 года), с их подросткового возраста до самых последних лет жизни. Людей разделили на две группы: первая - студенты Гарварда (т.е. из относительно высокого класса), вторая - жители бедных районов Бостона (в 1930-х). Отслеживалось их психическое здоровье, интеллект, работа, семья и образ жизни. Некоторые из них стали рабочими, юристами, врачами, алкоголиками, психически больными, богатыми бизнесменами, а кое-кто стал президентом США (не сообщается кто).
Уолдингер исследовал варианты выбора счастья этими молодыми людьми (в начале исследования), которые разделились между «деньгами», «славой» и «властью». А затем он изучал 60 человек, которые продолжали жить (на момент появления видеозаписи). В своём заключении к этому исследованию Уолдингер говорит: «Совершенно очевидно, что счастье и здоровье приносят не деньги или богатство, не слава или власть, а хорошие отношения (в семье, обществе и с друзьями), в то время как чувство одиночества «отравляет» мозг (5 из 7 американцев признают, что они одиноки)». И второй урок: важно не количество связей, а их качество и прочность. «Среди исследуемых больше удовлетворены жизнью были те, кто жил дольше, был физически и психически здоров, чем те, у кого были проблемы с взаимоотношениями».
Либерализм отступает, но…
Это исследование косвенно выразило возрождение духа философии киников: либеральные ценности (индивидуальные удовольствия, деньги, слава, власть…) не имеют смысла, а для здоровой жизни необходимы «подлинные» отношения с окружением на основе «здоровых и взвешенных норм». Однако, хотя это исследование отражает разложение «американской мечты», что уже никто не может обоснованно отрицать, оно не предлагает альтернативы этой разложившейся идеологии. И хотя это исследование затронуло вопрос отношений, оно не указало, на каких основаниях они должны строиться. Таким образом, в эпоху кризиса Гарвард учится основам счастья у Диогена и его последователей - после более двух тысяч лет социально-научного развития, и без материалистических аспектов цинизма и стоицизма!
Решения внутри системы не существует.
Капитализм и его идеология уходят от рассмотрения глубокого экзистенциального кризиса человека в капиталистической системе, и для её сохранения логично возникает призыв к «умеренности», к пренебрежению реальностью и к отрицанию кризиса, но советуется придерживаться «хороших и крепких» отношений. Таким образом, это исследование косвенно сообщает: «Реальность переживает кризис, и наш выбор находится в кризисе, а выход из кризиса - хорошие социальные отношения». Но эти отношения не входят в капиталистическую систему, напротив, они являются отражением капиталистического кризиса, распадаются с его распадом, и лишаются необходимой экономической почвы для поддержки и развития. «Счастье» заключается в избавлении от причин «бедствий и горя», т.е. в замене капитализма справедливой системой, которая удовлетворяет желания человечества, а не отменяет их. Призыв к жизни без желаний и к страданиям в бочке сейчас неприемлем.
Источник: محمد المعوش,
الرأسمالية تُجمِّل العدم, lcparty.org, 15 December 2017.