Первое, что приходит в голову любому человеку по поводу капиталистической культуры - это чисто экономическая культура, но, к сожалению, она оказывает влияние на культурный ландшафт всего арабского мира, и особенно Персидского залива. У молодёжи Персидского залива, очень просвещенных и образованных молодых людей, есть все качества для возрождения: от ума до технологий, культуры, финансового достатка и различных возможностей для отдыха и учёбы - всё, что может понадобится для прогрессивного развития этого региона.
Но возникает вопрос: что происходит в Персидском заливе? Что происходит с молодёжью Персидского залива? И почему она оторвана от судьбы нации в Судане, Сомали, Сирии, Ливии и других арабских странах? А главная проблема заключается в капиталистической культуре, власти денег, потребления и СМИ. Все эти факторы влияют на мышление арабов. Следует особенно учитывать роль СМИ в арабских странах. Всё ещё есть честные и свободные журналисты, которые защищают права человека в арабском мире, сочувствуют борьбе в Палестине и южном Ливане, и поддерживают сопротивление арабской нации. Но капиталистические арабские СМИ не говорят об этой элите и о её великих и прекрасных идеях, поэтому основная масса нашей молодёжи стала жертвой капиталистической системы.
Расширение капиталистической системы в Персидском заливе началось в 1960-х, особенно после начала добычи нефти. Авангард арабской молодёжи Персидского залива уезжал в Бейрут, учился в университетах, сражался за освобождение, мечтал о свободе, интересовался христианской, друзской и алавитской культурами, знакомился с либеральными, светскими и левыми идеями. Та молодёжь испытывала жажду к знаниями и была открыта для других. Более того, она многому научилась и многое сделала в тот критический и боевой период арабской и исламской истории, когда появился Гамаль Абдель Насер и вспыхнула арабская национально-освободительная борьба. И не будем забывать мученика Фахада Аль-Ахмада Ас-Сабаха, этого мужчину из правящей семьи Кувейта. Он с оружием в руках сражался за свободу арабов в различных странах, и не говорил: «я - кувейтец», он говорил: «я - арабский националист», и гордился принадлежностью к Персидскому заливу и всей арабской нации.
Таким был арабский народ в 1960-70-80-х годах, когда весь регион боролся за свои интересы. Да, были ненормальные движения и ненормальные системы, но основное мнение заключалось в том, что судьба арабов зависит от единства национального духа. Поэтому, когда мы смотрим на историю арабской борьбы и культуры 1960-70-80-х, мы понимаем, что это было очень насыщенное время. Это культурное движение началось с кувейтских журналов «Аль-Араби» и «Алямаль Маарифа», которые писали о судьбоносных арабских вопросах. Они были ориентированы не только на Кувейт, но на весь арабский мир. Они были интеллектуальным источником для всей арабской нации. И таких примеров очень много. Не будем забывать покойного доктора Ахмеда Ар-Рубаи - левого бойца. Он сражался за свободу в Бейруте. До сих пор в Ливане, Египте и арабской прессе есть много интеллектуалов. Но проблема в том, что после установки в Персидском заливе монархических режимов, укрепилась связь между правителями и олигархами. Олигархи захватили культуру и СМИ. Сейчас все спутниковые каналы в Персидском заливе принадлежат либо олигархам, либо членам местных королевских семей.
Если СМИ управляемы, то, наблюдая за ними, мы знаем точку зрения монархической верхушки и заграничных влиятельных кругов. Например, большая страна Персидского залива на законодательном уровне поддерживает только секту суннитов, разделяя тем самым культурный и религиозный ландшафт. Власть состоит из двух частей: во-первых - духовенство и священники, которые тесно связаны с политической верхушкой и сами участвуют в управлении образованием и благотворительностью; а во-вторых - торговцы, принцы и все богатые люди, которые владеют СМИ и властью. Вроде бы, пресса и образование всегда славились своей либеральностью, но сейчас ими управляют монархи и священники. Во что превратится арабский дух, находясь в состоянии такого раздела? Уже сейчас мы наблюдаем деградацию музыки и культуры по западному образцу. Европейский культурный мусор - все эти примитивные песни и телевизионные программы - загрязняет арабские умы.
Сейчас нам необходимо объединить арабских братьев Персидского залива и других регионов мира, а также решить другие проблемы арабских стран. Если посмотреть на современного жителя Персидского залива, то можно увидеть, что он одет в западную одежду, говорит на западных языках и ведёт западный образ жизни, но если поговорить с ним о важных арабских делах, то он (к сожалению, это касается большинства арабов) скатывается на племенные, пустынные, националистические, расистские, салафитские и ваххабитские предрассудки. Этот прозападный либерал превращается в набожного салафита и такфирического ваххабита. Такое такфирическое пуританство отвергает других, которые, хоть и говорят на одном языке и придерживаются одной веры, но, как думают фундаменталисты, нарушают в чём-то нормы истинной веры. А это прямой путь к расколу.
Возьмём, например, освобождение Алеппо. Когда Сирийская Арабская Армия и её союзники приступили к освобождению этого города, салафитские и ваххабитские интеллигентские и религиозные круги начали вопить и рыдать: «Алеппо погибает». Они не обращали внимания на радость сирийского народа. Они не обращали внимания на развевающиеся повсюду флаги Сирийской республики. Да в Алеппо были ошибки, там было убито множество людей, но ведь вы же приветствовали эту войну и поддерживали этих мятежников, а значит вы тоже несёте ответственность за эти убийства! Все ничтожные СМИ, которые пропагандировали войну, в той же мере несут ответственность за все ошибки всех сторон этой проклятой войны, войны, которая убила героических представителей арабского народа Сирии.
Все эти репортёры, эксперты и политологи, которые выступали в СМИ по поводу Алеппо, сидели за своими столами, в своих домах и дворцах, читая лишь информацию в интернете, и только на тех сайтах, которые не противоречили их точке зрения. Разве они были на месте событий, приезжали в Алеппо, разговаривали с сирийцами? Разве они видели этот город, снимали его на видео и фото? Нет, они говорили в телекамеры только то, что необходимо владельцам их каналов, истерично защищая только их точку зрения. А тем временем террористы ДАИШ и её филиалов убивали сотни тысяч человек по всему арабскому миру.
Интеллигенция залива должна освободить своё мышление от такой вредной заразы. Да, в арабских странах есть много умных интеллигентов. Здесь много мощных политических и культурных движений, которые возникли за последние шесть лет. Это говорит о том, что в арабских странах наблюдается большое пробуждение сознания, которое требует смены режима. Достаточно поднять вопрос о правах, обязанностях и выборах в Персидском заливе, как тут же вспыхивают требования свободы и демократии. Но сегодня нам нужно единство арабской нации и усиление реальной интеллектуальной элиты, которая выражает точку зрения арабской родины и нации, а не арабских монархий и олигархических режимов.
В странах Персидского залива есть много людей, которые не могут высказывать своё мнение. Есть репрессии, есть политические заключённые. Участники сопротивления сидят в тюрьмах. Такая тирания существует в некоторых арабских странах залива, поэтому арабы из других стран должны высказывать солидарность гражданам Персидского залива и налаживать диалог с ними.
К сожалению, арабская элита предала свою нацию, особенно это касается коммерческих отношений с Иерусалимом. Реклама и СМИ в странах Персидского залива ориентированы на нормализацию отношений с Израилем. К сожалению, сегодня многие арабские интеллигенты и политики приезжают в Палестину, чтобы просто сфотографироваться рядом с мечетью Аль-Акса. Многие высшие политики арабских монархий признают сионистский режим. Но почему арабский народ попал в эту ловушку? Когда он посещает Палестину и Аль-Акса, разве не понятно, как он туда попал? Он получил разрешение у Израиля, а значит он признаёт сионистский режим. Они издеваются над кровью палестинского народа. Над кровью всех жертв - палестинцев, арабов, египтян, ливийцев, тунисцев, ливанцев. Персидский залив, который 100 последних лет боролся за свободу Палестины, стал жертвой нормализации. Так ставят на колени и унижают нацию.
Почему Персидский залив? Почему нормализация с Персидским заливом? Почему они говорят, что мы хотим мира с Израилем? Мы хотим мира в Палестине, мы хотим мира для палестинского народа, мы хотим мира для всех людей, которые по-настоящему хотят мира. Мы хотим мира, если коренным жителям вернут их права, без вооружённой угрозы и без признания сионистского режима. Нация прекрасна, если вооружена сознанием. И несмотря ни на что, в Персидском заливе происходит национальная революция, и на гребне волны гнева находится сознательная молодёжь, которая мечтает о величии арабской и исламской нации.
Источник: عبد العزيز بدر القطان,
الثقافة الرأسمالية وتأثيراتها على المشهد في الخليج العربي, lcparty.org, 19 June 2017.