Когда Жюстен Трюдо заявил: «Канада вернулась», это было похоже на очередную пустую фразу, в которых он так хорош. Но после опубликования новой канадской оборонной политики, мы начали понимать его лучше. В рамках этой политики правительство Трюдо объявило о резком увеличении военного бюджета, в частности запланирована покупка истребителей и линкоров. Это, прежде всего, указывает на важный сдвиг в канадской внешней политике, и, в частности, на необходимость более независимой роли в отношениях с США и более активного участия в империалистических войнах. Турбулентность на международной арене заставляет тасовать карты, и канадская буржуазия намеревается использовать это для защиты своих интересов.
Феминистский милитаризм.
Кроме пустых слов и попыток обелить империалистическое насилие (там даже говорят о «прогрессивной, феминистской внешней политике»), документ под названием «Сильный, Безопасный, Заинтересованный» содержит описание важных особенностей нового бюджета. Среди этих особенностей - увеличение оборонного бюджета до 62,3 млрд. долларов за следующие 20 лет. Таким образом, оборонный бюджет увеличится с 18,9 млрд. долларов в 2016-2017 годах до 33,4 млрд. долларов в 2027-2028 годах - это 75%-ое увеличение. Эти деньги пойдут не только на модернизацию военного оборудования и инфраструктуры, но и на покупку нового оружия и увеличение размера армии. Новая политика собирается увеличить канадскую армию на 3500 солдат, 1500 резервистов и 605 спецназовцев. В сфере военной разведки будут созданы 120 новых постов, в основном, для ведения кибервойны: «чисто оборонная позиция в киберпространстве уже недостаточна», - говорится в этом документе.
Самая большая часть нового бюджета уйдёт на покупку оружия. В целом, будет закуплено 88 истребителей и единиц бронетехники за 19 и 60 млрд. долларов соответственно. Либералы удвоили расходы на вооружение по сравнению с консерваторами, которые потратили 9 млрд. долларов на самолёты и 26 млрд. долларов на бронетехнику. Также удвоилась часть оборонного бюджета, направленная на покупку военного оборудования - с 10,84% в 2016-2017 годах до 19,77% в 2017-2018 годах. Хотя Трюдо называет самого себя феминистским и прогрессивным, на империалистические войны он тратит миллиарды долларов, отнятые у канадских рабочих. Многие люди были бы шокированы, если бы узнали о милитаризме Трюдо, правда в этом нет ничего удивительного. Но дело не в том, что Трюдо - кровожадный поджигатель войны, а в том, что Канада - капиталистическая страна с имперскими интересами по всему миру. Трюдо должен защищать интересы капиталистов, неважно, называет ли он себя «феминистом» или нет.
Когда рабочие требуют поднять зарплаты, пенсии, затраты на медицину или образование, нам говорят, что денег нет. Но когда возникает вопрос о покупке истребителей, линкоров и найме новых солдат, чтобы бомбить и захватывать другие страны, защищая интересы империалистов, деньги всегда находятся. Так разоблачается пустая поза Трюдо, который использует свой прогрессивный язык для отвлечения людей от реальной политики. Только сражаясь с капитализмом, мы сможем победить войны и милитаризм и направить деньги на общественное улучшение, а не на разрушение. Социалистическая программа потратила бы эти миллиарды на здравоохранение, образование, общественный транспорт и современную инфраструктуру для индейских резерваций.
Военный глобализм.
Это увеличение военных расходов можно лучше понять в свете недавнего выступления в Палате Общин министра иностранных дел Христи Фриланд. Она заявила о более активной и независимой роли Канады на мировой арене, включая войны и перевороты в интересах «либерального и демократического порядка». Она заявила, что в росте глобальной нестабильности виновен «русский военный авантюризм и экспансионизм», который привел к поражению западных стран в Сирии, гражданской войне на Украине и экономическому росту в Китае. Фриланд также завуалировано, но резко, осудила слабость США в обеспечении «послевоенного порядка» - иными словами - господства крупных западных стран над половиной планеты. Поэтому «необходимо обновить курс Канады для реального укрепления послевоенного порядка». Министр ясно показала, что канадская буржуазия больше не может полагаться на США в деле защиты своих интересов. Она должна искать другие варианты.
Таким образом, канадской армии уготована «более активная роль». Именно этим объясняется увеличение «оборонного» бюджета. «Канадская дипломатия и развитие иногда нуждаются в поддержке жёсткой силой», - заявила она. - «Если мы будем полагаться только на армию США, то станем колонией». У Канады должны быть «боеспособные, профессиональные и надёжные вооружённые силы», если она хочет высказывать своё мнение, а не просто «быть среди великих держав». Она заявила, что Канада будет добиваться двухлетнего мандата в Совете Безопасности ООН. Она также рассказала о
вводе канадских войск в Латвию этим летом. Тем самым НАТО размещает свои войска на российской границе, а это иностранная интервенция в Прибалтику под предлогом «защиты от русской угрозы».
Новая политика создаёт для канадской армии возможность одновременно «разворачивать два постоянных присутствия численностью 500-1500 сотрудников в двух различных оперативных театрах, включая ведущие страны», в дополнение к более мелким вторжениям на короткий срок. Следует отметить, что в желании канадской буржуазии активнее использовать армию нет ничего нового. Военная политика либералов 2005 года и консерваторов 2008 года
тоже увеличила военный бюджет на 35% с 2005 до 2011 года. Это позволило им увеличить размер канадской армии на несколько тысяч солдат и вложить миллиарды в новое вооружение. Эта милитаристская политика была остановлена только экономическим кризисом и бюджетным дефицитом.
Канада - вовсе не миротворческий «заботливый медведь», как говорится в националистической мифологии. Хотя это средняя страна, и на свои вооружённые силы она тратит не столь много как США, Канада остаётся империалистической страной. Это одна из главных империалистических сил в добывающей промышленности на африканском континенте, и канадская армия играет важную роль в защите глобальных интересов канадских капиталистов. В 2004 году Канада сыграла важную роль в путче против Жан-Бертрана Аристида на Гаити. Канада также приняла участие в войнах против Афганистана, Ирака, Ливии и Сирии.
Ослабление США.
После Второй мировой войны канадская внешняя политика была неразрывно связана с желаниями южного соседа. Более 70% канадской торговли приходится на США, как и более 42% иностранных инвестиций. Самая крупная сфера канадских инвестиций - финансы и страхование, сумма которых в 2014 году составила
131 млрд. долларов. Империалистическая связь Канады с банками США означает, что Канада получает дивиденды от прибылей империализма США. Самая большая катастрофа для канадской буржуазии - обрыв этих торговых и финансовых связей. Именно из-за этого внешняя политика Канады зависит от США.
Но канадская буржуазия не может закрывать глаза на слабость своего традиционного партнёра. Слабость США, конечно, не военная (ни одна страна не приближается к размеру их армии), а политическая. При Трампе политика США вернулась к изоляционизму, чтобы «сделать Америку великой» за счёт всех остальных. Относительное ослабление американского империализма сопровождается
усилением напряжённости между членами НАТО, поскольку они начинают проявлять независимость от США. Дональд Трамп, победивший на выборах 2016 года, лишь усилил эту тенденцию. Недавний саммит НАТО продемонстрировал существующие разногласия внутри неё. Во время собрания в Брюсселе Трамп показал, что не будет с этим мириться.
Нарушив традиции, Трамп не подтвердил свою приверженность 5-й статье договора НАТО, в которой говорится о принципе коллективной обороны стран-членов. Президент США раскритиковал членов НАТО за отказ тратить минимум 2% ВВП на военные расходы. Он сказал европейским странам, что если они будут продолжать двигаться в этом направлении, то больше не смогут рассчитывать на защиту США. Заявление германского канцлера Ангелы Меркель показало, насколько широка пропасть между членами НАТО: «Европа должна взять свою судьбу в свои собственные руки. Времена, когда мы полагались на других прошли». Айво Даалдер из Чикагского совета по глобальным вопросам
отметил в New York Times: «Это, кажется, конец эпохи, когда США вели, а Европа следовала. Поскольку теперь США менее склонны вмешиваться в другие страны, то Германия вместе с Францией начинают занимать ведущие позиции».
Рост напряжённости между Европой и США - всего лишь продолжение медленного ослабления американской империи, которое ускорилось в последние годы. Это становилось всё более и более явным после громкого провала в Ираке и Афганистане, после российской защиты в 2008 году Абхазии и Южной Осетии, вопреки желаниям США. С тех пор унижения лишь увеличивались. Путч на Украине должен был быть относительно простой операцией, но он закончился воссоединением Крыма с Россией. Неспособность американского империализма победить сирийский народ и последующий переход Турции на сторону России показали, что у американского колоса глиняные ноги. Недавний отрыв Филиппин от США в сторону Китая - ещё один признак слабости империи.
Новое канадское направление похоже на желание Европы - не рассчитывать больше на США. Дэвид Беркусон из Канадского института глобальных проблем отметил в
письме в Globe and Mail: «Когда Канада впервые присоединилась к соглашению NORAD в 1959 году, мы внесли примерно треть активов двухнациональной команды… Сегодня наш вклад уменьшился до одной шестой. Всё остальное делается США. Мы вносим столь мало, сколь может сойти нам с рук. Почему? Потому что мы считаем американскую защиту естественной. Что если мы потеряем её? Что если Трамп придумает какое-нибудь новое нелепое требование, и если мы не выполним его, США не будут нас защищать?»
Новое коммерческое направление.
Христи Фриланд в своей речи в Палате Общин показала, что теперь Канада хочет установить «собственный ясный и суверенный курс». Подтверждая нынешние обязательства Канады перед США, Фриланд отметила, что она хочет увеличить участие Канады в международных организациях, чтобы сблизиться с Европой. В этом смысле она заявила о важности Всестороннего экономического и торгового договора (ВЭТД), назвав его «нашим историческим торговым договором с ЕС». Фриланд также заявила, что ВЭТД будет только началом, и Канада активизирует свои усилия по новым торговым договорам.
Американский правящий класс находится в кризисе и пытается найти выход из тупика. Победа Трампа, его отказ от торгового договора «Транс-тихоокеанское партнёрство» (ТТП) и рост протекционистских тенденций - явные показатели этого кризиса. Поэтому, помещая все свои яйца в американскую корзину, Канада рискует всё больше и больше. Привилегированные торговые отношения с ведущей мировой державой, которые приносили ещё недавно пользу Канаде, превратились в бремя, поскольку США угрожают ослабить своего северного соседа. В результате этого Канада считает, что может завязнуть в серьёзном политическом кризисе из-за фанатика, который будет саботировать торговые соглашения между двумя старыми партнёрами. Пересмотр договора NAFTA и возобновление спора о хвойной древесине показывают канадской буржуазии, что пришло время расширять торговые горизонты. ВЭТД важен на этом пути, так как предоставляет канадской буржуазии возможность наладить более тесные отношения со вторым по величине рынком мира.
За несколько последних лет Канада пыталась установить торговые отношения с азиатскими странами. После трамповского саботажа ТТП Жюстен Трюдо поговорил по телефону с японским коллегой Синдзо Абэ по поводу двухстороннего соглашения. На последнем заседании Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в мае министры из 11 стран покойного ТТП, включая Канаду, решили обсудить исправленную версию этого договора - без США. И другие действия показывают рост канадского внимания к Азии, включая организацию в 2016 году посольства в Джакарте, которое было посвящено отношениям между Канадой и Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Это должно открыть путь Канаде в Региональное всестороннее экономическое партнёрство (РВЭП) - договор, заключенный между странами АСЕАН и Китаем, Японией, Южной Кореей, Индией, Австралией и Новой Зеландией. А также начались предварительные переговоры с Китаем с целью формирования двустороннего соглашения.
Экономический и политический кризис.
Конечно, абсурдно верить, что канадская буржуазия сможет проводить внешнюю политику, которая будет действительно независима от США, особенно с военной точки зрения. У Канады нет зарубежных военных баз. Однако, в обстановке экономической и дипломатической напряжённости и непредсказуемого поведения Трампа в Белом доме для правящего класса Канады становится слишком рискованным сильно зависеть от США. Конфликты внутри НАТО, нестабильности и войны на Ближнем Востоке, изменения в исторических пристрастиях и напряжённые отношения в Китайском море - всё указывает на предстоящие бури, и канадская буржуазия отлично это понимает.
Поэтому канадский правящий класс сильно заинтересован в развитии военных возможностей, чтобы защищать свои интересы в предстоящих неизбежных конфликтах. Глобальная нестабильность означает, что в ближайшем будущем будут возникать новые региональные конфликты, с помощью которых крупные державы будут делить остатки империализма. Ослабление США предполагает увеличение возможностей для канадского империализма продвинуться вперёд на шахматной доске к большей независимости.
Хотя сейчас Канада ещё не может по-настоящему конкурировать в военном отношении с крупными игроками, её правящий класс надеется использовать национальную армию для защиты имперских интересов в Америке и в Африке (они уже ведут бизнес в Демократической республике Конго и Южном Судане). В отношении пересмотра NAFTA, переговоров о торговле лесом и спора между Boeing и Bombardier можно ожидать, что канадский империализм предложит США участвовать в их очередной военной авантюре в обмен на компромисс в торговых соглашениях. Министр обороны Харджит Саджан заявил недавно, что рассматривает возможность отправки новых войск в Афганистан.
Рост мировой экономики не может решить глубокие противоречия внутри капитализма. Протекционизм демонстрирует попытки различных национальных капиталистов защитить свои внутренние рынки, одновременно бесчисленные скандальные и тайные переговоры показывают, что страны занимаются перетягиванием каната, чтобы захватить большие куски глобального рынка. Это неизбежно ведёт к росту напряжённости и турбулентности. В этих условиях вооружённые силы - единственный инструмент разрешения этих проблем. Клаузевиц говорил: «война - это продолжение политики иными средствами». А Ленин добавлял: «политика - это концентрированная экономика».
Источник:
Canadian imperialism flexes its muscles, Benoît Tanguay, marxist.com, June 27, 2017.