Неолиберализм и фашизм в Европе.

Sep 04, 2016 17:34

Успех ультраправой псевдо-объединённой политики диалектически связан с людоедским неолиберальным проектом правящей европейской элиты.


Сегодняшняя Европа демонстрирует ультраправые тенденции на высших уровнях политической власти. На недавних президентских выборах в Австрии ультраправая Партия Свободы заняла первое место, получив 36% голосов, а во втором раунде её кандидат Норберт Хофер был побеждён бывшим лидером Партии Зелёных Александером Ван дер Белленом. В Финляндии, Польше и Венгрии правые экстремисты давно входят в правительство, а в Голландии и Франции они считаются ведущими политическими силами.

Среди других стран, в которых ультраправые оказывают большое влияние на выборы, можно назвать Данию, Швейцарию, Англию и Италию. Не менее тревожные тенденции, с примесью аромата трагикомедии, доносятся к нам с той стороны Атлантики. Конечно, проблемы давно вышли за пределы избирательной политики. В основе западных обществ лежит жёсткая борьба между крайне правыми и радикальными левыми социальными движениями. В этом смысле становится ясно, что возрождение ультраправых партий диалектически связано с неолиберальным проектом правящей европейской элиты.

Неолибералы и людоеды.

У современных ультраправых новые лозунги, большие возможности и широкая поддержка. Это означает, что исторические сравнения с фашистами и нацистами прошлого полезны лишь отчасти. В целом, ультраправые усилились из-за отрицательных экономических последствий капиталистической глобализации. Значительная часть населения рассматривает ультраправых в качестве политического убежища для спасения от общественной «гонки ко дну» - конкуренции и глобализации. Подъём ультраправых связан также с дестабилизацией общественных институтов - финансовые учреждения захватывают власть над государствами, предприятиями и даже над общинами и семьями. Используя ностальгию по воображаемому обществу и стране, ультраправые предлагают сплотить нацию для спасения от обезличенных глобальных финансовых учреждений и созданного ими кризиса.

Псевдо-объединительная риторика правых пользуется значительной популярностью среди различных социальных групп, включая европейский средний класс, который сильно пострадал из-за экономического кризиса и потерял социальные связи с прошлым. Следовательно, там, где неолиберальная война всех против всех преобразовала общество в банду людоедов, ультраправые обещают вернуться к традиционному обществу. Разумеется, проблема в том, что в традиционном фашистском обществе людоедство никуда не пропадает, оно становится не глобальным финансовым, а внутренним государственным механизмом. Резкий поворот масс вправо - желательное развитие событий для правящих классов. Ультраправые идеологии основаны на упрощённой манихейской точки зрения на мир, разделённый на друзей и врагов, а такие идеологии облегчают манипулирование верующими. Ультраправые идеологии давно эксплуатируются европейскими элитами, чтобы направить социальные разочарования негативными последствиями неолиберальной глобализации на различных козлов отпущения - как правило, на слабые, уязвимые социальные группы и «опасные классы».

В Средние века, когда главным источником власти и мучений была церковь, для этого использовались «ведьмы». Благодаря современным двуличным идеологиям ультраправых, власть предержащие могут спастись от социального гнева, разжигая страх перед социальным, этническим и религиозными разнообразием. Кроме того, политика ультраправых - уникальная возможность для элиты восстановить национальные политические институты и усилить внутреннюю государственную власть, не затрагивая истинных виновников кризиса. В Древнем Риме правители успокаивали возмущённые массы, устраивая для них зрелища. Сегодня политические силы продвигают неолиберальный проект, используя железный кулак государственных диктатур, одновременно уничтожая демократические институты и активно вкладывая капитал в развитие националистических и ксенофобских идеологий.

Технократия.

Прогрессивный метод выхода из кризиса глобального капитализма связан с личными расходами, поскольку для этого необходима мобилизация людей и их участие в организации новых социальных отношений. Этот метод очень опасен для неолиберального капитализма. А идеология ультраправых способствует развитию неолиберального проекта. На всех социальных уровнях она способствует сохранению политического режима, иерархии и господства элиты. Дело в том, что при неолиберализме отношения между людьми и обществом ограничены обезличенными финансовыми институтами, а ультраправая идеология вносит в эту систему иллюзию общности на основе крови, национальности, религии или общего прошлого и будущего. Иными словами, ультраправая идеология создаёт ложное чувство единства без необходимости личного участия людей, облегчая понимание реальности через использование упрощённой схемы «враг-друг». В то же время, слепая вера в иерархию и жёсткую политическую власть передаёт все полномочия политикам и технократам, как происходит в неолиберальных мета-демократических государствах.

И последнее, но не менее важное - сокрытие социального неравенства и капиталистических противоречий в рамках абстрактной нации освобождает человека от возможного конфликта с господствующей элитой и эксплуатацией, маскируя и легализуя их, тесно связывая их с интересами угнетаемого. Таким образом, при неолиберальном и ультраправом тоталитаризме люди, не оказывая сопротивления, должны мириться со свободным рынком и властью олигархов, при этом люди должны доказывать, что они не евреи, не мусульмане и не красные.

Популярность ультраправых идеологий - не естественное явление. Она создаётся доминирующими моделями поведения и точкой зрения на мир, и подпитывается социальным и экономическим кризисом, возникшим из-за внедрения неолиберализма. В европейских странах, находящихся под властью неолиберальных элит, граждане ежедневно живут в условиях пропаганды: во всём виноваты иностранцы и мигранты. Это идеальные условия для создания нацистской системы, в которой люди - всего лишь винтики в машине концлагерей и войн.

Неолиберальная логика «расходов и доходов», с помощью которой все социальные противоречия, якобы, можно свести к псевдо-объективным технократическим вопросам, становится мощным инструментом узаконивания господствующей власти в руках ультраправых, с точки зрения которых, главные виновники проблем - «чужаки». Лицемерное безразличие неолиберализма к ассиметричному социальному положению, созданному капиталом и финансовыми рынками - которые возвеличиваются в виде вершины человеческой свободы - узаконивает социальную иерархию и политический режим, которые являются основой тоталитаризма.

Судьба демократии.

Сдвиг вправо сохраняет действующую власть и вносит новые элементы в эту систему. На макросоциальном уровне ультраправая политика оставляет неолиберальную экономическую модель на уровне государства в неизменном виде. При этом существует новый важный аспект - отказ от основных демократических достижений - это ключевая тенденция современной фазы капитализма и Святой Грааль неолиберализма. Во внешних отношениях с глобальными рынками ультраправые придерживаются прагматического протекционизма и глобальной конкуренции. Т.е. ультраправые поддерживают и развивают глобализм (конкуренцию национальных экономик, интенсификацию эксплуатации труда и экологическое разрушение), одновременно угрожая другим сторонам капиталистической глобализации, потому что и капитализм и ультраправые идеологии тяготеют к саморазрушению.

На микросоциальном уровне ультраправые поддерживают самые тёмные стороны человеческой природы: страх, ненависть и жажду войны. Учитывая то, что любые формы человеческих обществ основаны на сотрудничестве, развитие механизмов, которые разрушают это сотрудничество, заменяя его страхом и ненавистью, приводит к социальному разделению и распаду. Ультраправые идеологии несут войны как соседним так и своему государству. Также и ортодоксальная вера в неолиберальную глобальную конкуренцию между государствами не ограничивается только мирными шагами. Война - это продолжение экономического антагонизма между странами. А это нарушает бесперебойную работу рынков. Поэтому ни ультраправая ни неолиберальная идеологии не могут справиться с кризисами, усугубляя их и приводя к саморазрушению капиталистической системы.

Неолиберальный и фашистский механизм.

За исключением греческой партии Золотой Рассвет, современные европейские ультраправые не создают структуры, которые могут захватить власть в государстве. Нам неизвестно о военных отрядах штурмовиков, которые готовятся к уличным боям. Современные ультраправые ограничиваются предвыборными кампаниями. Причина этого - в том же самом, почему левым не удаётся восстановить массовые рабочие движения, которые существовали в прошлом. В современном обществе каждый человек обособлен и слабо связан с обществом в целом.

Это явление фрагментации общества сильно мешает левым, которые тяготеют к общественным объединениям и солидарности. Однако ультраправые больше тяготеют именно к обособленным людям. При этом объединение идёт не от людей, а от организаций. Так Гитлер, начиная с «ночи длинных ножей», использовал для создания тоталитарного государства военную силу отрядов штурмовиков. Таким образом, в отличие от прогрессивных социальных движений, ультраправые получают власть, не угрожая существующему режиму, а развивая неолиберальное стремление к людоедству и тоталитаризму.

Фашистская гегемония.

Ещё до получения влияния и захвата власти все политические силы участвуют в политическом процессе. Ещё до того, как стало ясно, что ультраправые получили огромную власть в центре Европы, умеренные европейские политики начали проводить ультраправую политику. Это было вызвано необходимостью развития неолиберализма. Затем появились ультраправые, которые должны были оформить этот процесс глобализации под прикрытием национализации и спасения от чужаков. Из-за этого общество оказалось на пороге войны.

Однако, существует и прогрессивное контр-движение, которое основано на солидарности, сотрудничестве и демократии с целью создания альтернативного международного общества. В отличие от ультраправой политики, такое движение угрожает развитию процесса глобализации. Мы можем наблюдать, что пришедшие к власти ультраправые правительства не конфликтуют с существующими глобальными финансовыми институтами, а левые правительства, сразу после выборов оказываются под мощным внешним идеологическим и экономическим давлением.

Хотя в половине европейских стран пришли к власти ультраправые, Вольфганг Шойбле не угрожал покорным европейским фашистским государствам: «мы сдерём с вас кожу, как с зайцев, и помашем ей перед носом у Podemos», - как он сказал греческой левой партии Syriza. Фашизм и нацизм - естественные формы западной цивилизации. Это последствия авторитарных и антидемократических тенденций «европейского просвещения». Существующая международная обстановка, благодаря западу, не тяготеет к солидарности и сотрудничеству. Она тяготеет к врагам человечества, к силам разрушения и к войне.

С точки зрения радикальных социальных движений, последние 20 лет мы изо дня в день боремся за новое свободное общество и против власти капитала. Однако, сегодня для всех нас очевидно, что мы должны выйти на новый уровень организации - на транснациональный уровень. Сеть европейских социальных движений - это проект построения совместной платформы, которая соединяет политические акции и долговременные цели. Перед нашим поколением стоит задача разрушить капитализм и разогнать ультраправых, используя интернациональное сотрудничество. Грамши сказал однажды, что пришло время монстров. Наша задача состоит в том, чтобы склонить чашу в сторону человечности и изменить направление развития событий.

Источник: Neoliberal Europe and the far right: two sides of the same coin, Antonis Broumas, roarmag.org, June 2, 2016.

Дания, Испания, нацизм, Италия, Венгрия, Англия, Голландия, Швейцария, Финляндия, демократия, кризис, Польша, неолиберализм, империя, идеи, Австралия, Греция, Франция, США

Previous post Next post
Up