«Станция Фрутвейл» это больше, чем кино, это веха.

Jul 15, 2013 20:19

Премьера фильма о несправедливом полицейском убийстве Оскара Гранта прошла в пятницу.


Когда зрители будут смотреть как актёра Майкла Джордана (Michael B. Jordan) вытаскивают из поезда BART (Bay Area Rapid Transit - железнодорожный транспорт в области залива Сан-Франциско) в фильме «Станция Фрутвейл (Fruitvale Station)», они увидят художественное изображение последних моментов жизни Оскара Гранта, снятое на действующей станции, где полицейский BART Йоханнес Мезерле (Johannes Mehserle) убил его в канун Нового 2009 года. Национальная премьера фильма назначена на 12 июля, он получил много предварительных громких и шумных рецензий по поводу режиссёрского дебюта Райана Куглера (Ryan Coogler), и актерской игры Джордана и обладательницы Оскара Октавии Спенсер (Octavia Spencer), которая сыграла мать Гранта. Но для многих жителей Залива, кто пережил смерть Гранта и последующее общеамериканское возмущение, изображение реальных событий будет захватывающим.

Станция Фрутвейл стала вехой для общества, практически сразу после того, как Мезерле расстрелял там Гранта. Расположенная в центре латинского иммигрантского района, станция Фрутвейл - популярное место старта протестов и демонстраций по множеству проблем. Но она всегда будет связана со смертью Гранта. «Любой в нашем обществе может показать другие места, где полиция кого-то убила или избила», - сказала Дерека Блэкмон (Dereca Blackmon), организатор и соучредитель «Коалиции против полицейских казней» (Coalition Against Police Executions), которая была основана после смерти Гранта. - «Чем действительно запомнится Фрутвейл, это тем, что здесь полицейский был пойман и привлечён к ответственности».

Фильм начинается с кадров видеозаписи с сотового телефона, которая гуляла по интернету после убийства Гранта. Цементные стены и выцветшие балки Фрутвейл видны на смазанном видео с телефона. Стекла окон, смотрящих на улицу, ночью превратились в зеркала; коричневый кафельный пол в клеточку; люминесцентное освещение и кремовая внутренняя расцветка стен поезда BART. Сегодня множество людей ожидают свой поезд точно на том же месте, на котором был убит Грант. В фильме та же самая цементная стена и те же самые тёмные окна, только Грант, его друзья и Мезерле заменены актёрами.

Был канун Нового 2009 года, Грант и его друзья возвращались на восточное побережье Залива из Сан-Франциско. Они поехали на поезде, по требованию мамы, посчитавшей, что так будет безопаснее. Во время поездки в поезде вспыхнула драка. На станции Фрутвейл транспортные полицейские вытащили из вагона Гранта и его друзей, пока поезд стоял с открытыми дверями и заполнялся новогодними гуляками. Мезерле, вместе с другим полицейским, должны были восстановить порядок, но всё делали прямо наоборот. После того, как полицейский по имени Тони Пирон (Tony Pirone) ударил коленом Гранта и обозвал его «…ной сучьей задницей», Пирон и Мезерле стали надевать на него наручники. Пирон надавил коленом на шею Гранта. Стоящий Мезерле вытащил из кобуры свой Sig Sauer P226 и выстрелил Гранту в спину. Грант лежал на платформе лицом вниз. Ему было всего 22 года.

Всё это было снято на видео и загружено на ю-туб. Это потрясло страну. В полицейском насилии нет ничего нового для негров и мулатов, но в этот раз было кое-что особенное. Мезерле стрелял в безоружного Гранта в упор, когда тот лежал на животе. Видео сотового телефона предоставило однозначное доказательство полицейской жестокости, которая слишком обыденна для очень многих молодых людей с цветной кожей.

В первые дни после смерти Гранта, Дэйви Ди (Davey D) - ведущий программы Hard Knock Radio на KPFA в области залива, сказал, что запомнил как люди в Окленде не скрываясь плакали. «Люди были так разгневаны, так разочарованы и так не верили в происходящее», - сказал Дэйви Ди. - «На лицах людей можно было увидеть боль». Грант был убит за три недели до вступления в президентскую должность Обамы, и всё ещё было ощутимо национальное ликование по поводу избрания первого чёрного президента. Была надежда, что правосудие будет быстрым, - вспоминает радио-репортёр. Но после стрельбы, Обама никогда не упоминал о ней, и запрос Министерства юстиции, в конечном счёте, никуда не был направлен, ухудшение ситуации было особенно горьким.

«Фрутвейл олицетворяет несколько вещей. Это символ бесконечной полицейской жестокости и суровое напоминание, что даже с чёрным президентом и чёрным генеральным прокурором, дерьмо не изменилось, и люди должны были собраться и делать что-нибудь для себя», - сказал Дэйви Ди.
Самый первый общественный протест прошёл на станции Фрутвейл, почти через неделю после смерти Гранта. Во время того первого протеста, энергия толпы настолько разрослась от гнева и боли, что полицейские BART вынуждены были закрыть ворота станции. (Смотрите видеозапись протеста). Молчание руководства города подхлестнуло возмущение общества, - говорит Блэкмон.
Организаторы перенесли последующие протесты к зданию суда округа Аламеда, требуя от прокурора округа подать иск с обвинением Мезерле в совершении преступления. Но более крупные протесты, в то же самое время, проходили на Фрэнк Огава Плазе и улицах Окленда. Фрутвейл стал местом для сбора, протестов и поминовений, это место стало знаковым.

В день перед освобождением Мезерле из тюрьмы в 2011 году сотни человек снова собрались, требуя, чтобы система несла ответственность, а полицейское насилие остановилось. А также сообщество высказало желание переименовать станцию Фрутвейл в Станцию Оскара Гранта. «Некоторые люди хотели помнить это», - говорит Дэйви Ди. - «И некоторые люди долгое время не хотели возвращаться в BART. [Полицейское насилие] происходит так часто, я бы не сказал, что оно стало нормой, но вы просто учитесь смиряться с ним».

Ответственность для полицейских наступает так же редко, как часто они убивают чёрных и латиноамериканских мужчин. Даже обвинение Мезерле в убийстве второй степени было своего рода победой. Чрезвычайно редко полицейские при исполнении служебных обязанностей обвиняются в убийстве, после убийства людей, и ещё реже обвинительный приговор приводится в исполнение. В 2010 году, всего через три дня, после того как судья приговорил Мезерле к двум годам тюремного заключения, что было самым лёгким наказанием, оклендские полицейские выпустили девять пуль в убегавшего чёрного мужчину по имени Дэррик Джонс (Derrick Jones), шесть раз попав в него. Джонс умер. В 2011 году оклендские полицейские расстреляли 20-летнего Рэхейма Брауна (Raheim Brown) около танцевальной средней школы. В прошлом году полицейские расстреляли 18-летнего выпускника средней школы Алана Блюфорда (Alan Blueford), после того, как копы остановили его вместе с друзьями. Окружной прокурор отказался предъявлять какие-либо обвинения полицейским за эти расстрелы.

Активисты подвергают сомнению способность изворотливой системы правосудия наказывать своих членов. «Мы начали задаваться вопросом: имеет ли смысл требовать справедливость от учреждений, убивающих нас?» - сказала Кэт Брукс (Cat Brooks) сопредседатель Onyx Organizing Committee, группы выступающей против полицейского насилия.
«Для меня, сейчас самая важная тема состоит в том, как развить это в большую кампанию против полицейского террора? Как нам объединиться, чтобы создать достаточно мощное давление… так, чтобы они поняли, что в следующий раз не смогут выйти сухими из воды?», - сказала Брукс.

Через почти пять лет после смерти Гранта, Брукс, которая живёт в западном Окленде, до сих пор избегает BART-станции Фрутвейл. - «Это место, где Йоханнес Мезерле казнил Оскара Гранта, и навсегда останется им».
Каждый год, отмечая годовщину смерти Гранта, его семья и сообщество собираются на станции Фрутвейл, чтобы вспомнить его жизнь. Теперь это традиция. «Эти события всегда заканчиваются тем», - говорит Блэкмон, - «что всегда пять или более матерей встают рядом с Вандой (матерью Оскара), каждый год».

Примечание редактора: показ фильма «Станция Фрутвейл» начинается 12 июля в отдельных кинотеатрах в области залива, Лос-Анджелесе и Нью-Йорке. В расширенном количестве городов и кинотеатров показ начнётся 19 июля. По всей стране показ пройдёт 26 июля.

Источник: ‘Fruitvale Station’ Is More Than a Movie, It’s Become a Landmark, Julianne Hing, Colorlines, Alternet, July 11, 2013.


___
___
___
___
___
___
___
___

расстрелы, нацизм, полиция, протесты, Оскар Грант, Алан Блюфорд, суд, культура, США

Previous post Next post
Up