За несколько дней до «Дня памяти», который отмечается в Канаде 11 ноября, местное правительство объявило, что не будет публиковать часть доклада Комиссии по расследованию военных преступников в Канаде, в которой перечислены имена 900 канадцев, обвиняемых в нацистских военных преступлениях. Канада приняла этих людей после Второй мировой войны, и некоторые из них воевали на Украине в СС. Затем мы узнали, что именно Министерство по связям с общественностью Канады помешало Администрации библиотек и архивов Канады (АБАК) раскрыть эти имена общественности. Представитель АБАК заявил, что решение сохранить эти имена в тайне «основано на опасениях относительно риска нанесения ущерба международным отношениям». Газета Globe and Mail, которая сначала подала запрос на раскрытие информации, написала по этому поводу: «Министерство по связям с общественностью неоднократно предупреждало, что президент России Владимир Путин использует дезинформацию для оправдания своего вторжения на Украину».
Это был «День памяти»? Или «День подавления памяти»? Должны ли мы напоминать правительству Канады, что во время Второй мировой войны эти 900 человек воевали за нацистов, а значит против наших родителей и дедов?! Должны ли мы напоминать, что против нацистов сражались 1,2 млн. канадцев, и 45 тыс. из них погибли? К счастью, есть писатели и журналисты, которые внимательно следят за происходящим. Один из них - Питер Макфарлейн, опубликовавший недавно превосходную
книгу «Семейные узы: Как украинский нацист и живой свидетель связывают Канаду с Украиной сегодня». Свою книгу Макфарлейн начинает с двойного приветствия, которым канадский парламент встретил бывшего нацистского солдата Ярослава Гунку в сентябре 2023 года, продемонстрировав позицию канадских властей. Но показательнее всего - аплодисменты вице-премьера и министра финансов Канады Христи Фриланд, чей дед Михаил Хомяк прислуживал нацистам. Хотя Фриланд не может нести ответственности за преступления своего деда, она могла бы, хотя бы, признать их и отстраниться от них, но не подумала этого сделать.
Автор описывает две семьи из Украины, которые приехали в Канаду после Второй мировой войны. Глава одной семьи Михаил Хомяк был редактором украиноязычной нацистской газеты «Краковские вести» с 1940 по 1945 год. Эта газета, мало уступающая «Der Stürmer», пропагандировала гитлеризм, нацизм и зверства СС, особенно против евреев, «иудео-большевиков», поляков и «других недочеловеков». Макфарлейн также описывает семью монреальской писательницы Энн Чарни, рождённой в 1940 году под именем Аня Корсовар в городе Броды близ западноукраинского города Львов, рядом с местом рождения семьи Хомяк. До нацистского режима население Бродов составляло 24 тыс. человек, и 40% (10 тыс.) из них были евреями.
Книга «Семейные узы» разделена на три части. Первая часть под названием «Убийство в Галиции» описывает историю Галиции до 1945 года, когда Львов был самым важным городом этой части Германской империи. Для подготовки этой части автор отправился на Украину и побеседовал с некоторым оставшимися там членами семьи Хомяк. Вторая часть под названием «Самая украинская из стран» посвящена украинским гражданам Канады, их сильным политическим разногласиям и их роли в политике Украины и Канады после 1945 года. Третья часть под названием «Возвращение истинно верующих» описывает последнее десятилетие, показывая, как прошлое повлияло на нынешнюю политику Украины и Канады. В этой части также описывается поездка автора по Западной Украине в 2022 году, после начала войны с Россией.
Истории описанных семей сильно различаются. Исследования, поездки и беседы позволили автору показать зарождение и развитие смертельного фанатизма одной семьи, которая присоединилась к гитлеровским ордам. Он также показывает ужас, с которым столкнулись миллионы евреев, поляков, русских, украинцев и всех несогласных с нацистской идеологией. Автор, посетивший все места, где жили обе семьи, описывает комфортное жильё Хомяка в 1940-45 годах, особенно в Кракове - столице нацистского оккупационного польского режима. Этот комфорт включал в себя высокую зарплату, которую получал редактор нацистской газеты «Краковские вести», а также кабинеты и оборудование, отобранные у евреев, которых Хомяк называл грязными паразитами.
Мать Ани Корсовар по имени Дора и тётя по имени Регина прятались от нацистов на чердаке амбара в нескольких километрах от Бродов. За два с половиной года они лишь несколько раз смогли покинуть своё убежище, боясь немецких солдат и украинских полицаев. Они оказались в полной власти украинской женщины Мани, которая в обмен на несколько кусков хлеба вымогала у них деньги и драгоценности. Освобождённые Красной Армией, и в частности молодым солдатом Юрием, летом 1944 года, они еле передвигались от голода и слабости. Ане было тогда 4 года. В 1973 году она, став Энн Чарни, опубликовала книгу своих воспоминаний под названием «Броды», в 1996 году эта книга переведена на французский язык, и Питер Макфарлейн прочитал её. Сама Энн Чарни резко критикует официальную массовую литературу на эту тему, которую называет «индустрией Холокоста» и «порнографией Холокоста», поскольку она «дегуманизирует жертв», лишая их человеческого достоинства.
В Бродах немецкие солдаты и украинские полицаи сначала согнали всех евреев в гетто с колючей проволокой и охраной, включая украинцев из Бродов. Затем началась перевозка в концлагеря, включая Бельжец, построенный под руководством Генриха Гиммлера в 1942 году около Львова. Аня, вместе с матерью, тётей и двоюродным братом, смогла сбежать из гетто и спрятаться в амбаре, избежав участи остальных. Всего из 10 тыс. евреев Бродов выжило 88. Питер Макфарлейн два раза побывал в Краеведческом музее Бродов, изучая историю Великой отечественной войны и нынешние настроения украинцев Западной Украины. «Дорога в Броды превратилась в Алею памяти СС. На обочине построена часовня, окружённая 500 белыми крестами в честь украинских солдат СС, которые установлены в 1994 году», - написал он.
По поводу музея он написал: «Всё было, как и в прошлом году. Последняя комната прославляет войска СС фотографиями, оружием, формой и картами боёв под Бродами. Они добавили фотографию Ярослава Стацко и Гитлеровскую декларацию независимости Украины». Ещё во время первого посещения этого музея Макфарлейн заметил, что там не упоминаются евреи Бродов, которые основали этот город и в 1880-х составляли 80% населения. Он сказал об этом директору музея, который признал, что это правда. Затем Макфарлейн спросил, почему в музее нет упоминаний о евреях, на что директор ответил: «После 1943 года евреев больше не было, поэтому они исчезли из нашей истории», - и взмахнул рукой, как фокусник.
Истории описанных Макфарлейном двух семей с Украины, приехавших в Канаду после войны, раскрывают мрачный характер Канады, которая с распростёртыми объятьями приняла и встроила в своё государство нацистов и их пособников. Сейчас уже нет смысла скрывать, что канадское правительство тесно сотрудничало с такими нацистами как Михаил Хомяк. Картина Канады станет ещё мрачнее, если учесть, что местные власти подвергли жестоким испытаниями реальных беженцев, включая семью Корсовар, которые выжили после нескольких лет нацистских преследований, и иммигрировали в Канаду.
Но проблемы канадской политики на этом не заканчиваются. Макфарлейн чётко и без прикрас показывает, что и сейчас Канада поддерживает нацистов, которые прославляют преступления СС и оказывают большое влияние на политику украинского правительства. «Семейные узы» - замечательная книга о периоде Второй мировой войны и её последствиях, которые продолжают нас преследовать. Она пытается вылечить канадскую амнезию и сорвать переписывание истории, нацеленное на оправдание милитаризма США, Канады, Англии, Франции и других стран НАТО.
Источник:
Canada and Ukraine: The Careful Suppression of a Shameful History , ROBIN PHILPOT, counterpunch.org, 22.11.2024.