На встречу грядущему дню

May 09, 2011 13:33

В предверии отмечаемого завтра палестинскими арабами дня Накбы и празднования евреями Дня независимости мой добрый друг прислал мне ссылку на обсуждение подкаста Ноама Федермана (тм) об означенном дне. Мне, антисионисту и атеисту рассудилось тоже высказаться на эту тему.


Read more... )

Leave a comment

imiarek May 10 2011, 13:11:10 UTC
С запозданием замечу, что отмечание дня независимости как религиозного праздника мне кажется довольно негативным явлением, потому что способствует и без того имеющейся тенденции к сакрализации государственности или по крайней мере отдельных ее элементов, что не идет на пользу ни религии, ни государству.

А еще мне, признаться, трудно солидаризироваться с самой идеей национальной независимоти как объективно положительной ценности. Независимость, по-моему, носит сугубо индивидуальный характер - то есть независимое общество - это то, в котором защищены и обеспечены права его членов; национальное государство в этом смысле далеко не всегда является наиболее удобным средством это обеспечить. А если отбросив полмистический народных дух рассматривать выбор\волю народа просто как совокупность волеизъявлений отдельных граждан, то все сведется к довольно прозаическому вопросу о том, в какой мере мнение или позиция отдельного гражданина может реально влиять на происходящее в стране, а тут у нас, несмотря на процедуры выборов, положение отнюдь не блестящее. Так что "душа молчит". Но, в любом случае, надеюсь,что Ваши надежды сбудутся!

Reply

antizioni May 10 2011, 13:40:57 UTC
Не могу не согласиться по поводу национального государства. Национальная идея так или иначе будет ограничивать свободу человека, как индивида.

Reply

imiarek May 10 2011, 13:59:06 UTC
Почему? Мне кажется это скорее современный суррогат культурной или религиозной идеи. К тому же, для полноценного национального существования совершенно не обязательно требуется политическая незасимость.

Reply

antizioni May 10 2011, 14:01:23 UTC
А разве религиозная идея не довлеет над личностью?

Reply

imiarek May 10 2011, 14:06:53 UTC
Религиозная, по-моему, как раз нет, потому что является результатом внутреннего автономного выбора. В отличе от.

Reply

antizioni May 10 2011, 14:08:13 UTC
Так ведь как раз у иудея и не является?

Reply

imiarek May 10 2011, 14:29:12 UTC
Во-первых, иудеем может стать любой. Во-вторых, что касается евреев по матери, то что, в сущности, означет их автоматическая принадлежность к еврейской религии? То, что, решив обратиться к Богу, они должны будут соблюдать все заповеди и пр, не ограничиваясь нормами "сыновей Ноя". Иными словам, есть право на вход, но если они не решат им воспользоваться, то как оно будет давлеть?
(кстати, возволю себе сослаться и на традиционный мотив второго принятия Торы еврейским народом в ходе событий Пурима, которое потребовалось именно вследствие "обязательно-принудительного" характера синайского откровения)

Reply

avi_goldstein May 10 2011, 18:16:21 UTC
А как насчёт празднования Ханнуки? Ведь это РЕЛИГИОЗНЫЙ праздник, в котором мы празднуем ВОЕННУЮ и ГРАЖДАНСКО-ОБЩЕСТВЕННО-СОЦИАЛЬНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКУЮ победу про-Еврейских Сил над Греческими и Сирийскими оккупантами и их Еврейскими эллинистическими прокладками-подстилками. Когда наши святые предки изгнали оккупантов и подавили эллинизацию нашего народа руками национал-предателей и национал-помойки того времени. Они сумели покончить со всей нашей эллинизированой элитой того времени [хорошенько опустив её] и изгнать её из страны и/или из общества. И мы в честь этого празднуем Ханнуку.

А как насчёт многих других праздников, которые указываются в Мегиллат hатТаанит? Очень многие из них носят сугубо националистический или государственный характер. И все они внесены как РЕЛИГИОЗНЫЕ праздники.

Reply

imiarek May 10 2011, 20:01:53 UTC
Кто там был чьими подстилками, это не столь очевидно, потому что похоже именно эллинистические круги воспльзовались случаем, чтобы укрепить свое положение и умело втянули в игру Антиоха. Но Вы верно ставите вопрос - Ханука как раз очень интересный пример. С религиозной точки зрения итог войны - это продолжение существования еврейской религии, идеи мученичества и свободы совести. Что касается националистической идеи - независимое государство быстро вписалось в реалии эллинистиечского мира, и уже само не раз преследовало фарисеев. Так в честь чего мы ее празднуем? И траур соответственно отмечается не в связи с потерей политической независимости, а именно по поводу падения храма и изгнания. Да и восстание Бар-Кохбы было вызвано именно религиозными аспектами политики Адриана (Иерусалим, обрезание). А у нас теперь входишь в синагогу - перед носом государственный флаг висит, как-то кажется, ошибся адресом...

Государство, политическая независость - носит чисто функциональный характер ИМХО. Если оно обеспечивает незавимость и права своих граждан - оно работает хорошо, если нет - плохо. А коргда мы начинаем множить сущности, объясняться в любви дорогому государству, восклицать, что произнесение молитвы за государство - это самые счастливые мгновения жизни (р. Авинер) и, наконец, придавать ему сакральное значение - т.е. признавать наличия в нем некоего дополнительного, бесконечно положительного фактора, помимо совокупности отдельных личностей и их волеизъявлений, фактора, позволяющего подавление индивидуальных свобод, - то становимся на малоприятную дорожку, чуждую еврейской религии (как раз последовательно избегающей сакрализации всего, что не имеет прямого отношения к выполнению заповедей) и довольно опасную в общественно-политическом аспекте.

Reply


Leave a comment

Up