В предверии отмечаемого завтра палестинскими арабами дня Накбы и празднования евреями Дня независимости мой добрый
друг прислал мне
ссылку на обсуждение подкаста Ноама Федермана (тм) об означенном дне. Мне, антисионисту и атеисту рассудилось тоже высказаться на эту тему.
(
Read more... )
А еще мне, признаться, трудно солидаризироваться с самой идеей национальной независимоти как объективно положительной ценности. Независимость, по-моему, носит сугубо индивидуальный характер - то есть независимое общество - это то, в котором защищены и обеспечены права его членов; национальное государство в этом смысле далеко не всегда является наиболее удобным средством это обеспечить. А если отбросив полмистический народных дух рассматривать выбор\волю народа просто как совокупность волеизъявлений отдельных граждан, то все сведется к довольно прозаическому вопросу о том, в какой мере мнение или позиция отдельного гражданина может реально влиять на происходящее в стране, а тут у нас, несмотря на процедуры выборов, положение отнюдь не блестящее. Так что "душа молчит". Но, в любом случае, надеюсь,что Ваши надежды сбудутся!
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
(кстати, возволю себе сослаться и на традиционный мотив второго принятия Торы еврейским народом в ходе событий Пурима, которое потребовалось именно вследствие "обязательно-принудительного" характера синайского откровения)
Reply
А как насчёт многих других праздников, которые указываются в Мегиллат hатТаанит? Очень многие из них носят сугубо националистический или государственный характер. И все они внесены как РЕЛИГИОЗНЫЕ праздники.
Reply
Государство, политическая независость - носит чисто функциональный характер ИМХО. Если оно обеспечивает незавимость и права своих граждан - оно работает хорошо, если нет - плохо. А коргда мы начинаем множить сущности, объясняться в любви дорогому государству, восклицать, что произнесение молитвы за государство - это самые счастливые мгновения жизни (р. Авинер) и, наконец, придавать ему сакральное значение - т.е. признавать наличия в нем некоего дополнительного, бесконечно положительного фактора, помимо совокупности отдельных личностей и их волеизъявлений, фактора, позволяющего подавление индивидуальных свобод, - то становимся на малоприятную дорожку, чуждую еврейской религии (как раз последовательно избегающей сакрализации всего, что не имеет прямого отношения к выполнению заповедей) и довольно опасную в общественно-политическом аспекте.
Reply
Leave a comment