Ид аль Идха

Nov 27, 2009 15:16

В мечеть я не пошел. Ни в Харам ашШариф, ни в местную, которая в двух шагах от дома. Но динамики и усилители донесли до меня основную мысль проповедника о жертвоприношении Исмаила, которое и стало прообразом отмечаемого сегодня праздника. Наверное, именно об этом говорилось сегодня во многих других мечетях. Википедия, как на иврите, так и на английском сходятся в том, что по мусульманской традиции в жертву был принесен Исмаил. Мейнстрим, так сказать. Но так было не всегда.
Сам Куран не упоминает имени сына, которого Ибрагим принес в жертву:

И Мы послали Весть ему благую О добронравном, кротком сыне. И вот, когда он возраста труда достиг, Отец сказал: "Мой сын! Я видел сон, Что жертвенным убоем Тебя я (Богу) приношу. Ты посмотри, что мыслится тебе об этом". И сын сказал: "О мой отец! Ты делай то, что велено тебе, И ты найдешь, что я - коли угодно Богу - Найду в себе смирение и твердость". Когда же оба предались Господней Воле И сына на чело отец уже поверг, Воззвали Мы: "О Ибрахим! Ты оправдал уже видение свое!" Мы так вознаграждаем добротворцев. Сие, поистине, (Господне) испытанье, И искупили (сына) Мы его великой жертвой. И Мы оставили над ним В народах, что пришли потом, (Благословение Господне): Да будет Ибрахиму мир! Так Мы вознаграждаем добротворцев.

Один из первых арабских историографов и комментаторов Курана Абу Джафар Мухаммад Ат Табари, в своем тафсире (комментарии к Корану) говорит о том, что среди богословов существуют разногласия относительно кого из сыновей Авраама говорит Куран. Те, кто считает, что это был Ицхак, выдвигают следующие аргументы:

-согласно традици, во время когда Джабриил известил Ибрагима о рождении сына, тот поклялся принести его в жертву
- Аллах открыл Мусе, что у Ицхака есть особые права, потому, что он согласился быть принесенным в жертву, когда его отец получил об этом откровение
- Йусуф, рассказывал фараону в Египте, что он внук Ицхака, с которым произошла история жертвоприношения.

Сам Ат Табари соглашается с этими аргументами и придерживается мнения, что в жертву был принесен Ицхак. Вместе с тем он приводит аргументы богословов, считающих, что в жертву был принесен Исмаил:

- В Каабе хранились рога того самого агнца, который был принесен в жертву, а это значит, что события происходили там и в жертву был принесен Исмаил.
- В Куране, сразу же после рассказа о жертвоприношении рассказывается о том, что Ибрахиму было возвещено о рождении Ицхака. Из этого богословы делают вывод, что в момент жертвоприношения Ицхак еще не родился. Сам Ат Табари использует здесь принцип отсутствия хронологии в Куране (אין מוקדם ומאוחר בקוראן).
-Ат Табари приводит свидетельство еврея. по имени Муса, принявшего ислам, который рассказал о том, что евреи, тайно, в доме учения, рассказывают о том, что в жертву был принесен Исмаил, но из страшной зависти к мусульманам и из-за стыда за своего предка, рассказывают, что в жертву был принесен Ицхак.

Сегодня, однако все стало намного проще. Традиция о том, что в жертву был принесен Исмаил укоренилась почти повсеместно.

Газа, фотографии, Ислам

Previous post Next post
Up