Ввысь и вглубь

Sep 28, 2013 10:30

В первый вечер на огонек к нам в комнату налетела толпа ночных бабочек и их приятелей, так что следующие пару ночей дверь была закрыта. Возможно, из-за духоты, а может, из-за разницы во времени, но на третье утро мы с Романычем встали за полчаса до будильника и застали рассвет. Солнце было уже довольно высоко, но еще не теряло утреннего оттенка, а низкие облака сглаживали яркость светила. Благо, камера лежала рядом, так что я добежал до ближайшей сопки, а там! Рассветное, слегка пасмурное, небо, сквозь просветы - розово-красные лучи, внизу степь, а за ней - огромная гладь воды до самого горизонта. Спокойный, грозный и властный Байкал.


После этого во время зарядки на солнце было особенно приятно смотреть. Так всегда: если видишь его на рассвете, пока все спят, весь день ощущаешь себя причастным к ежедневному, но все-таки чуду.
Третий день оказался богат на путешествия и, пожалуй, то был День Земли.
Сперва наш путь лежал к горе Сахюртэ, на которой древние тысячи эдак две лет назад развлекались живописью. До петроглифов еще надо было добраться, но в крутых подъемах определенно что-то есть.


Добраться до вершины и глянуть вниз - ради этого, видимо, и живут альпинисты. Так и мы: все выше и выше, и дух захватывало от реки и лугов под ногами, от древности рисунков на скалах и неба вокруг.





На самой вершине обнаружились каменные пирамидки: места древних захоронений. Странные ощущения, когда гуляешь по кладбищу, пусть и такому древнему. Меня успокаивало то, что те люди не хоронили мертвых. Их клали прямо на землю, после чего птицы делали свое дело.


И как тут не вспомнить "Беспокойную Анну" - этот фильм вообще не раз приходил мне в голову за десять дней. Похожие пейзажи, пещеры, и та голубка над горами - над Байкалом она была бы в своей стихии.
Итак, осмотревшись и запечатлившись, мы спускаемся по вполне пологому склону к нашим вместительным и даже уютным повозкам. Глоток воды - и наша колонна уже на пути к Ехэ Ёрдо - сопки, у которой проводится возрожденный праздник бурятов - Ёрдныские игры. Вокруг желто-зелено-голубое, степь под высоченным куполом неба.


Все же Сибирь - совершенно необъятная штука, чего здесь только нет. Мы пылим по грунтовкам, перешучиваемся - ну точно школьники на экскурсии. И оказываемся у большой деревянной сцены, трибун, а чуть поодаль - сопка высотой метров 50 с торчащими рядом шестами, увитыми яркими лентами.


Это место - точка ежегодного сбора бурятского народа, древняя, утраченная и возрожденная традиция. Здесь они пересчитываются (чтобы год был удачным, вокруг горы нужно замкнуть цепь из людей, 600-700 человек), скачут на лошадях, стреляют из лука, поют-танцуют - в общем, культурно отдыхают. О горе стоит сказать особо: она хоть и природная, но словно выложена из каменных плит. Как будто, играя, сдвинули в щепотку лепестки миндаля - только каждый "лепесток" в несколько тонн весом.


В целом - никакой особой мистики, да и вообще день вышел весьма приземленный, но приятно видеть, что без всякой охраны там чисто, опрятно и светло.
Впереди ждал долгожданный обед и, бесспорно, самое экстремальное путешествие, так что по машинам - и к пещере "Мечта".
По пути мы останавливались лишь у каменных исполинов в степи. Один - точно Сфинкс, во втором сразу зверей пять-семь. Лежат себе и созерцают степи, сколько тысяч, а то и миллионов лет - кто знает...


И вот - пещера. Вернее, плато около нее. Серьезные дядечки, отличный вид, внезапно - туалет с видом прямо на Большое море. У местных, видимо, своя гордость - а может, просто места лучше не нашлось. И повсюду одинокие сосны прямо из скал, удивительная природа.
Постепенно собрали несколько небольших групп, нам с Настей и Романычем идти в первой. Вспоминая свои крымские подземелья, готовлюсь к фототуру: два стекла, вспышка, отражатель - и тут говорят, что придется ехать на пятой точке, ползти на четвереньках, и вообще, узко там. Так что камера с шириком под куртку, пыха поработает встроенная, а я постараюсь не расколотить своего верного светописца.
Облачаемся: свитера, ветровки, каски-перчатки-фонари - ну точно шахтеры в забой.


И...наш руководитель почему-то будет пропускать все группы. Ну, понеслась, перекрестясь. В черную дыру уходит трос, ноги попадают на вмерзшую в толщу льда лесенку. "Там правее! Голову береги" - и вот где-то катимся, мысли - только о тех трех точках, и выдыхаем метров через 15 внизу. Дальше стоп, ждем остальных.


Сначала тепло от плещущегося адреналина, потом забавно от вида фонарей на тех, кто еще в процессе. Затем видим иглы инея на стенах и впаянные в них, кажется, сердолики. И вот становится прохладно, а конца группе все нет. Ждем-ждем-ждем, и вот все на месте, и уже двинулись дальше - стоп! Пойдем другим путем, но прежде: "Выключайте фонари!" - знакомая песня. Абсолютная темнота, и слушаем о безрассудном спелеологе, открывшем Мечту. Надо ж было, никому не сказав, без снаряжения, на ремне спускаться под землю. Ремень порвался, с собой - бумага, спички и сигареты. Как он выбрался, нам не сказали. Выбрался ли вообще - тоже.
Lights on, и мы ползем, прыгаем и карабкаемся в грязи, по камням и склонам. Пещера дикая, ни света, ни веревок - греет только стресс. Вот часть группы лезет в узкий лаз, другая (привет, организаторы) ползет по склону вверх, потом вниз - меня ставят ловить барышень, все в напряжении.
Наконец попадаем в зал, "тронный" - очередной сталактит напомнил первооткрывателям царский стул. Рядом трещина метров пяти от того, что попытались взять пробы грунта. Камни с синими крестами: дальше можно только спелеологам. Пещера нестабильна (прекрааасно), поэтому общение вполголоса. На градуснике +1. Возвращаемся.
Счастье от подъема к свету и теплу, к небу и ветру - густое и концентрированное. Просто как есть, полное и обнимающее. Сдаем спецодежду, перехватываем ухи - и просто отдыхаем от подземных впечатлений. Тут, наверху, мирно и просто.


И цветы не каменные, и видно далеко - хорошо, в общем.
Но пора и обратно. Тут мнения разделились: кому-то хотелось на базу к ужину, а кому-то на берег к Большому Байкалу. С нами осталась одна машина, и вот группа экстрим-туристов скачет вниз, забегает в студеную воду, а обратно выходит, полная сил и стремлений. Байкал - это чудо: насколько сложно до него добраться, настолько же он очищает и наполняет энергией. "Восемь суток на тракторе по снежной степи: красота никогда не давалась легко", - БГ все же очень точен в словах.


Обратно ехали тихо и расслаблено, а прибыли довольно быстро.
Впереди - очередной костер, который уже стал визиткой наших домиков. Уже традиционно огонь был моим делом, огненная и просто вода - Романыча, а Дмитрий Идеальный стал ди-джеем. Насте осталась роль музы и светляка, с которой они оказались в полной гармонии. И была дискотека, а потом - лирика, и пришла Марика - и разошлись мы полчетвертого, гораздо более близкие, чем несколько часов назад.

Путешествия, Байкал, Пух, Друзья

Previous post Next post
Up