современные подробности пересечения BY-PL границы поездом Брест-Тересполь

May 25, 2011 22:58


Пару дней назад мне лично довелось посетить польский Тересполь и прокатиться на поезде Брест-Тересполь и обратном. Отмечу, что ужасы, описываемые путешественниками, проделавшими данный путь несколько лет назад - давно в прошлом.

Итак, на 25 мая 2011 картина следующая. Поезд является единственной возможность для пешехода пересечь здесь границу, поскольку расположенные поблизости Варшавский мост и Козловичи пешеходов не пропускают. Также, не взирая на официальную позицию Госпогранкомитета РБ, изложенную в специальном письме в апреле 2011, на май 2011 на Варшавском мосту не пропускают и велосипедистов. По-видимому, велосипедистов также не пропускают и в Козловичах.

Поезд Брест-Тересполь пересекает 5-километровый участок между двумя станциями за 18 минут. Он имеет одну техническую остановку на белорусской территории здесь, на которой могут сесть или сойти пограничники или сотрудники железной дороги, работающие здесь - они курсируют только по белорусской территории, не обращая на происходящее в вагонах никакого проявляемого внимания. Вся траектория движения поезда по польской территории от линии границы по Бугу до станции Тересполь огорожена пограничным забором с обеих сторон - очевидно, поляки опасаются сброса контрабандных сигарет и тому подобных вещей, а также спрыгивания нелегалов. В заборе имеется один пробел на переезде. При движении поезда из BY в PL на данном переезде заблаговременно появляется джип польских пограничников, контролирующих подходы к поезду. На обратном пути никаких пограничников нет - человек, обладающий каскадерскими навыками наверняка сможет на переезде вцепиться в поезд и нелегалом уехать в BY.

Интересно, что на территории Белоруссии забор вдоль железнодорожных путей по обеим сторонам дороги расположен не везде, а только в погранзоне, которая заканчивается здесь, таким образом что нависающий над путями пеше-велосипедный мост находится вне погранзоны и ничто не мешают путешественнику погулять по нему и поснимать железнодорожные пути.

Состав поезда состоит из 5 вагонов, пронумерованных с пробелами - последний имеет N12. В каждом вагоне имеется по проводнице. В вагоне N1 в польский Тересполь могут путешествовать также белорусские железнодорожники - члены сменной локомотивной бригады, одетые в униформу: в Тересполе останавливаются многие железнодорожные поезда, например Москва-Прага и другие.

На 25.05.2011 поезда отправляются по следующему расписанию. Из Бреста - ежедневно в 08:02, 13:55 и в 18:32. Обратно отправление из Тересполя также ежедневно в 11:23, 16:15 и в 22:00. Время везде указал местное, а в Польше оно на час отстает. Стоимость билетов в один конец в белорусском Бресте - около 1,5EUR (платить в условиях белорусского валютного кризиса нужно, конечно, строго наличными бел. рублями, хотя с удовольствием берут и банковские карты, с которых траты будут сняты по неправильному курсу). При приобретении билета курьер должен назвать фамилии тех лиц, кто поедет (именно фамилии, даже не Ф.И.О.) Эти фамилии будут впечатаны во вкладыш к билету, хотя затем никто не проверял их соответствие с данными реального путешественника. Здесь же в Бресте можно купить обратные билеты Тересполь-Брест, что рекомендуется сделать, если точно известно время возвращения. В польском Тересполе билет оплачивается исключительно наличными злотами, карту не берут. Билет обойдется в 4EUR, впрочем такие большие "ножницы" могут быть только в сегодняшние дни белорусского валютного кризиса.

Процедура посадки в Бресте проста. Не более, чем за 40 минут и не менее, чем за 20 минут до отправления нужно войти в так называемый "Таможенный зал",
расположенный в соседнем здании с вокзалом. Сначала пассажиры проходят таможенника, общение с которым носит невероятно строгий характер. Например, требуют сообщить суммы во всех наличных валютах, имеющихся в кошельке путешественника. Однако в любом случае, недекларируемый порог в BY - 10 000 USD в сумме во всех валютах, а бОльшую сумму наличности не один иностранец, на родине которого нормально работают банки, предлагающие карточные услуги, не носит.

Через 10 метров - паспортный контроль пограничников, который предельно прост. Мы с белорусским пограничником даже похохотали над моим российским загранпаспортом, выданным на 2,5 года :) Штампы белоруссие пограничники гражданам Белоруссии действительно уже пару лет не ставят, а мне, конечно, поставили - ведь я россиянин.

Далее путешественники допускаются на перрон и рассаживаются по вагонам. Никакого "специально огороженного" перрона нет - есть только решетка с одной стороны, да несколько пограничниц (молодые красивые девушки в погонах - ыыы...) контролируют, чтобы никто не разбежался. После убытия состава оцепление немедленно снимается и по платформе может погулять любой.

При посадке в вагон проводницы проверяют билеты и далее следуют весь путь в вагоне. В моем вагоне было занято около половины мест. Около 2/3 пассажиров из тех, кто держал паспорта на виду, были граждане Белоруссии, 1/3 - поляки. Иностранцев кроме меня и моей очаровательной спутницы не заметил никого. Во время движения никто не подавал никаких признаков контрабандизма, многократно описанного в разных текстах авторами седого прошлого. Никто не бегал и не суетился. Никто не пихал сигареты в трусы. Никто не разбирал лазы в технологические полости вагона и не пихал контрабанду туда. Да и как это было возможно, если рядом проводница, которая, конечно, немедленно сообщает всю информацию о таком польским чиновникам.

Прибытие в польский Тересполь ничем, в общем-то, не примечательно. В остановившийся поезд садятся чиновники, - первыми по вагону двигаются 2-3 пограничника, не спешно проверяя паспорта и задавая не сложные вопросы на смешанном польско-русском наречии. Завидев российские паспорта пограничник несколько удивился, спросил с неподражаемым акцентом, не собираемся ли мы покупать б/у автомобиль в Польше, чем удивил меня: нафига россиянину автохлам при таком количестве классных автосалонов с довольно умеренными ценами и развитой системой автокредитования? Не дожидаясь моего ответа, аккуратно поставил штамп рядом с финской мультяшкой и начал общаться со следующими пассажирами. Должен сказать, что в момент этой проверки один из пограничников бригады, уединился с проводницей в ее купе, закрыв дверь. Именно в такие моменты проводники и рассказывают пограничникам обо всей замеченной контрабанде.

Получив дата-штамп в паспорт мы тот час же поднялись и пошли на выход из вагона. Там стоял таможенный офицер, внимательно осматривая сумки выходящих, большинство из которых предлагал открыть. Поскольку у нас никаких сумок не было, никакого интереса к нам не было проявлено и мы вышли  на польский перрон.

Вокзал Terespol сейчас реконструируется и представляет довольно жалкое зрелище - с брестским не сравнить. Рядом с вокзалом открыто несколько обменных пунктов валюты (я увидел не менее четырех), в которых принимаются USD и EUR. Как минимум в одном по нормальному курсу принимались также российские рубли. Белорусские рубли не принимались нигде. Рядом с обменниками работает кафе (берут только наличные злотые, банковские карты не берут), где удобно провести полчаса в ожидании поезда.

Итак, мы приехали поездом 13:55 в направлении Польши, погуляли по Тересполю и вернулись поездом в 16:15.

В Тересполе купили билеты минут за сорок до отправления, как уже сказано выше они в 2,5 раза дороже, чем покупаемые в Белоруссии. Никакого таможенного зала нет. Поезд за полчаса уже был подан. Пройдя по подземному переходу к нужному перрону, мы поднялись в вагон. Польские чиновники уже собрались на платформе. Минут за 20 до старта они обошли вагоны и проштамповали паспорта. Даже не помню был ли здесь представитель польской таможни. По идее при выезде из страны им в поезде делать нечего. Кстати, судя по всему в вагон нужно сесть не поздней, чем 10-15 минут до отправления - иначе пограничник не успеет поставить выездной штамп, а соответственно,  не должен допустить в поезд.

Строго вовремя поезд тронулся и поехал в Белоруссию. Проследовав границу, он сделал полуминутную остановку на вышеупомянутой технической станции. В наш вагон вошла одинокая пограничница, которая, очевидно, возвращалась с работы. В дальнейшей проверке пассажиров в Бресте она видимого участия не принимала. Поскольку погранзона уже закончилась, ее присутствие даже не препятствовало моей фотосъемке ;)

В Бресте поезд подается на тот же перрон, пассажиры выходят, и, под присмотром пограничников, следуют в "Таможенный зал". Белорусские пограничники работают быстро и споро. Штампы в белорусские паспорта не ставят. В 10 метрах дальше располагается белорусская таможня. Здесь досматривают все сумки и баулы, мою просьбу пройти без очереди без вещей отвергают. Это не страшно - очереди скапливаются небольшие - на 10-15 человек к каждому таможеннику. Минуты через три один таможенный офицер одумывается, выкликает меня и Марию из очереди и пропускает в страну без досмотра - сумок у нас все равно нет.

РЕЗЮМЕ: поезд Брест-Тересполь, наряду с дальними поездами, остается единственной возможностью осуществить пеше-велосипедный переход границы у Бреста в условиях закрытых для такого движения автомобильных пунктов пропуска Варшавский мост и Козловичи. Большие группы велосипедистов (более 8-10 велосипедов) следует заблаговременно разбить на подгруппы и перевозить на разных поездах.

страны Шенгена, граница, Белоруссия

Previous post Next post
Up