ФАС считает возможным применять недействующие нормы КоАП РФ по госзакупкам

Jan 30, 2014 11:12

Как известно, с 01.01.2014 в связи с вступлением в силу ФЗ "О контрактной системе" № 44-ФЗ вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 396-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым внесены изменения в нормы КоАП РФ.

Если раньше административным правонарушением являлось несоблюдение требований законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, то сейчас все соответствующие статьи КоАП РФ изменены и нарушением теперь является несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Изменились не только несколько слов, но и иные положения данных статей. Казалось бы, изменение незначительное, однако это КоАП. Административная ответственность, при применении которой аналогии недопустимы. Законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков больше не существует и, следовательно, административная ответственность за нарушение этого законодательства самим же законодателем отменена.

Однако возник вопрос, о котором, по-видимому, забыли при подготовке законопроекта, что совершенно "нормально", учитывая текущую схему принятия законов в Думе. Вопрос в том, что делать с теми, кто в 2013 году нарушил законодательство о размещении заказов на поставки товаров. Привлечь их к ответственности с 01.01.2014 невозможно, так как соответствующих статей в КоАПе больше нет.

Согласно ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. При этом закон, отменяющий административную ответственность за административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу.

ФАС России, полагая, что такая ситуация является недопустимой, 23.01.2014 издала письмо № ИА/2111/14, из которого следует, что целью (!) изменения КоАП РФ явилось сохранение административной ответственности, предупреждение совершения административных правонарушений при осуществлении закупок для обеспечения государственных или муниципальных нужд. При этом предметом регулирования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" являются одни и те же отношения. Следовательно, объектом административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена статьями 7.29 - 7.32, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 КоАП РФ в редакции, действующей как до, так и после 01.01.2014, являются одни и те же отношения.

Из этого ФАС России делает вывод, что лица, совершившие нарушение законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков (в 2013 году), должны нести ответственность и после 01.01.2014 несмотря на то, что статей КоАП РФ в соответствующей редакции больше не существует.

Очередной пример того, как ошибки законодателя исправляются правоприменителем (в данном случае - ФАС). И если на первый взгляд может показаться, что несмотря на изменение статей КОАП РФ административная ответственность за прежние правонарушения не устранена, то следует подумать, что такое довольно вольное толкование КоАП, да ещё и административным органом органом, недопустимо. Так можно далеко пойти и толковать, что именно имел в виду законодатель, изменяя нормы, например, УК РФ.

В общем, считаю, что разъяснения ФАС приняты с превышением полномочий и являются, мягко говоря, спорными, если не сказать незаконными. Посмотрим, будут ли судебные споры по данным вопросам и чем они закончатся. К сожалению, внутренне чувствую, что суды могут не допустить, чтобы нарушители-2013 смогли избежать наказания "придираясь" к формулировкам.

Законодательство, Гос. закупки

Previous post Next post
Up