Обзор рассмотрения соответствующей категории дел был утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 марта 2016 г.
Складывающаяся судебная практика разграничивает перечень актов, принимаемых антимонопольным органом, которые могут быть обжалованы в судебном порядке. Так, предупреждение антимонопольного органа о прекращении действий (бездействия) хозяйствующего субъекта, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, может быть оспорено в арбитражном суде.
Приказ руководителя антимонопольного органа о проведении проверки соблюдения антимонопольного законодательства может быть оспорен в арбитражном суде в случае превышения пределов полномочий. Реализация предоставленных антимонопольному органу полномочий по проведению внеплановых проверок ограничена необходимостью соблюдения установленных ФЗ "О защите конкуренции" требований. Действия судебного пристава-исполнителя в рамках возбужденного им исполнительного производства по исполнению определения арбитражного суда о принятии обеспечительных мер не могут являться предметом проверки антимонопольного органа, поскольку они никак не влияют на конкуренцию и положение хозяйствующих субъектов на рынке иначе, чем это установлено требованиями вступивших в законную силу судебных актов, правом на пересмотр которых антимонопольный орган не наделен.
В тоже время, согласно складывающейся судебной практике рассмотрение жалоб на действия организаторов торгов, проводимых в рамках исполнительного производства либо в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, относится к компетенции антимонопольного органа.
Обзор отражает общую тенденцию в правовой позиции арбитражный судов о том, что акт проверки антимонопольного органа не подлежит оспариванию в судебном порядке, поскольку он, закрепляя результат ее проведения, лишь фиксирует факт выявленных нарушений, сам по себе не порождает прав и обязанностей проверяемого лица.
Читать далее