Мало кто знает о том, что традиция качаться на качелях пришла к нам с далекой арктической прародины людей белой расы, известной под названиями Арктида, Гиперборея, Ориана, Даария, Арктогея и пр. Еще в древнерусской ведической традиции смыл этого действа помнили, а потому качаться на качелях разрешалось только во время солнечных праздников с момента восхода и до заката Солнца. И это не случайно, поскольку сакральная тайна качелей и заключалась в повторении движения Солнца в арктических полярных областях.
А.Тулупов в своей книге "Род Севера" по этому поводу пишет: "...Таким же гиперборейским был обряд, позже нивелировавшийся до праздничного развлечения, катания на качелях. Именно на Масленицу русские выстраивали качели и разбирали их только после Пасхи. И в отличие от многих других развлечений (хороводы, пение и т.п.) качание на качелях разрешалось и во время Великого поста, а затем, прерываясь на период Страстной недели, возобновлялось на Пасху и продолжалось в течение всей Светлой недели. Более того: "Качание на качелях в тот или иной праздник, как правило, признавалось обязательным для всех или для определенных социовозрастных групп (молодежи, детей, стариков и т.д.); в остальное же весеннелетнее время качели сохраняли свое значение просто как форма коллективного досуга" ("Славянские древности", ИЭиА РАН, т.3).
"У русских обязательно в праздничные масляничные дни качались на качелях. ...Одним из основных элементов пасхальной обрядности был обычай качаться на качелях. В науке давно прочно утвердился взгляд, что весенние игры и хороводы некогда являлись существенной частью весеннего аграрно-магического обрядового действа. Такой же смысл имели и качели. У восточнославянских народов, особенно у русских, они составляли специфику пасхальных развлечений; в последний день пасхи - субботу - или в фомино воскресенье их во многих местах разбирали, игры же и хороводы продолжались. Но первоначальная магическая функция качелей, игр и хороводов была давно уже полностью утрачена, и они остались лишь как развлечение". ("Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов XIX - начало XX в." Институт этнографии АН СССР, 1979 г.).
Магическая функция качелей в том, что они повторяют движение полярного восходящего Солнца, сначала от Сретенья амплитуда небольшая, но к концу Масленицы-Пасхи светило "раскачивается" вовсю - "Бог Варуна качал на небе Солнце, словно на качелях". Наконец, качели раскручиваются по кругу, наступает полярный день. Связь качелей с Солнцем подсказывает и такой факт, что в народной традиции нельзя было качаться после захода солнца, то есть тогда, когда "качать" было нечего, а на ночь качели обязательно снимали. В пользу солярного обрядового характера качелей говорит и то, что качели снова ставили после праздника летнего солнцестояния, когда солнце качалось уже в сторону моря".
Таким образом, качели - это отражение древневедических культов поклонения Солнцу, которые имеют свои истоки из уже упомянутой арктической прародины. И даже наложение христианской традиции на более древнюю - ведическую, не привело к полной утрате сакрального смысла качания на качелях, как повторения движения полярного Солнца. Вот почему даже после прихода христианства в деревнях и селах люди продолжали на праздники, имеющие связь с солнечными циклами, соблюдать эту древнюю традицию, даже уже не помня ее изначального смысла, по соблюдая все требования древнейших обрядов.
michael101063 ©