9 октября был второй день нашего пребывания в Самаре. Одной из самых запоминающихся частей программы путешествия по городу стало посещение бункера Сталина.
Не секрет, что во время Второй мировой Самара была выбрана резервной, второй столицей СССР. Сюда при приближении к Москве были эвакуированы посольства других государств, промышленные и научные предприятия, пресс-центы и пр.
Бункер был построен в 1942 году, рассекречен в 1990, в нем 8 этажей, общая глубина 37 м. Это одно из крупнейших подобных сооружений в мире. В него ведет абсолютно невзрачная дверца под зданием Академии культуры и искусства. Раньше за этой дверкой круглосуточно следил сотрудник НКВД. За ней небольшой предбанник с планом помещений на стене и в углу коллекция шинелей, гимнастерок и головных уборов того времени. Дальше попадаешь на лестничную клетку. Стены выложены плитами как в метрополитене, потому что и строили его именно московские строители метро. По стенам бегут толстые кабели электропитания. Спуститься вниз можно как по лестнице, так и на лифте. Мы шли по лестнице: на фронтальной стене сразу встретил мозаичный коллаж с портретом отца народов.
Помещения по плану отделяются друг от друга герметичными металлическими дверями. Говорят, что они способны выдержать давление 10 тонн на квадратный метр. Сейчас они уже не выглядят особо впечатляющими, в банках толще.
По мере спуска заходили в залы на этажах - там сейчас музеи, посвященные военной истории города. На первом, то есть на самом нижнем этаже расположен рабочий кабинет Сталина. Небольшое и скромно обставленное помещение, в нем нет ничего, кроме простого дивана и рабочего стола с лампой и телефоном. Бросающаяся в глаза особенность - много дверей. В каждой стене по нескольку штук и всего две из них настоящие. Понятно, почему. Во-первых, чтобы враги не сразу выбрали правильную дверь, в какую ломиться при его поисках, во-вторых, смущать гостей, чтобы они мучились в догадках, из какой же именно выйдет вождь. Верхняя часть помещения оформлена почти как на станции метро Аэропорт: розовый фон и на нем белые розетки, а ниже большие голубые «проемы», напоминающие окна. Как будто не под землей сидишь, а где-то на верхнем этаже высотки. Вообще, задумка интересная, вот только краски уже потускнели.
Напротив кабинета находится зал заседаний с Т-образным столом и картой на стене. Вдоль диной части стола еще один стол для стенографисток, их стулья стоят спиной к заседающим, чтобы не видно было, кто говорит. В этом зале мы смотрели запись с парада 1941 года в Москве. Грустная черно-белая хроника, все, кто тогда шагал по Красной площади, прямиком отправились на фронт.