Недавно произошла
дискуссия, которая помимо того, что доказала на практическом примере презрительное отношение русских к истине, что было известно ещё со времён Кюстина («В России еще не ведают страсти к истине, что владеет ныне сердцами французов.» «Я не перестаю удивляться, видя, что существует на свете народ настолько беззаботный, чтобы спокойно жить и умирать в этой полутьме, дарованной ему неусыпным надзором повелителей. До сих пор я полагал, что дух человека уже не может больше обходиться без истины, как тело его не может обходиться без солнца и воздуха; путешествие в Россию вывело меня из этого заблуждения. Истина - потребность лишь избранных душ либо самых передовых наций; простонародье довольствуется ложью, потворствующей его страстям и привычкам; лгать в этой стране означает охранять общество, сказать же правду значит совершить государственный переворот.»), в качестве побочного эффекта привела к некоторым любопытным умозаключениям касательно знаний, которые здесь постараюсь изложить.
Проблемы со знанием начинаются ещё с автора книги. Не каждый автор имеет достаточный талант и опыт чтобы идеально передать своё знание книге. Не лишний в этом деле опыт педагогический и полемический; хорошо, когда автор на практике проверил весомость своих аргументов и фактов. Допустим, что автору удалось вложить в книгу свои идеальные понимание, обоснование и осведомлённость, что само по себе встречается редко. В идеальный авторский труд могут внести искажения наборщики, корректоры, редакторы, цензура. Нельзя недооценивать эти факторы, мы помним, какая неудача постигла второе издание Human Action, оно было испорчено так, что практически уничтожено без цензуры. Тут следует отметить и то, что сам факт выпуска «исправленных и дополненных» изданий ставит под большое сомнение пригодность предыдущих изданий для получения знаний.
Существует проблема отношения между знанием и информацией. Где та грань, на которой неполные сведения и обрывочные данные, из которых составлена информация, переходят в знание? - Всё здесь слишком субъективно.
Следующая проблема - можно ли считать знанием информацию в книге или на электронном носителе. «Знание - осведомлённость или понимание чего-либо, которое можно логически или фактически обосновать и проверить опытом или практически проверить.»(Вики) Трудно вообразить, что книга может понимать или логически обосновать что-либо, быть осведомлённой, проверить опытом. Процитирую 2 истинных высказывания. «Человеку, который не наслышан о Витгенштейне, Поппере и Гуссерле, трудно понять, что любой текст существует только в интерпретации, или, усилив акцент: текст вообще не существует без читающего. Все, чего ни коснется человек, он делает «своим», на все он налагает неизбежный отпечаток своего жизненного и духовного опыта, все понимает в свою меру. Восприятие субъективно.» «Знание существует только в виде знаний индивидов»
Далее, очень повезёт, если знание на носителе окажется на знакомом языке. Но, если вдруг разбомбят электростанцию (или землетрясение), то вы не сможете считать информацию с электронных носителей и на знакомом языке, и даже с бумажного носителя в ночное время, и даже в дневное время, если плохо со зрением и разобьёте очки; и не получите те "знания", которые даже держите в руках. Если же вам повезёт, и эти проблемы вас не коснуться, то на пути получения знания из информации могут встать следующие препятствия: некомпетентность и недостаток логики читателя, предвзятость и когнитивные искажения. Много раз встречался на практике, когда люди не понимают элементарных слов (как было в дискуссии по ссылке выше), или видят в тексте то, чего там нет, или не видят то, что там есть. Это большая проблема, которую многие недооценивают. Одним из первых её обозначил опять же Кюстин: «Одна из причин легковесности нынешних умов - в обилии книг, заполнивших мир: книг не столько скверно написанных, сколько скверно прочитанных. Мы оказали бы услугу грядущим поколениям, если бы научили их читать, ведь с тех пор, как все выучились писать, сей талант становится всё большей редкостью...». Из-за предвзятости читатели перестают верить доводам автора или даже бросают читать, например: «А, он плохо относится к русским, не буду дальше читать; я ему не верю, потому что он русофоб». Много раз мне самому приходилось слышать фразу «Не нужны мне твои доказательства». Очень многозначительные слова, далеко идущие выводы можно из них сделать. С когнитивными искажениями тоже беда, вряд ли кто будет отрицать. Вот сколько препятствий стоит перед людьми на пути к знаниям, это если я ещё ничего не упустил!
А если ещё учесть, что
неизбежен фашизм и
неизбежно зомбирование, то просто ужас, как надёжно заперты мы в этой космической тюрьме.