1 сентября 1983 года, южнокорейский «Боинг-747», следовавший рейсом 007 из Сан-Франциско в Сеул, был сбит над Охотским морем советским истребителем Су-15 и разбился к юго-западу от острова Сахалин. Пассажирский самолет нарушил тогда границу СССР и углубился в советское воздушное пространство на 500 км от международной трассы, а параллельно с ним, но в безопасной зоне, как написали позже, шел самолет-разведчик. Получив команду с земли, летчик Геннадий Осипович выпустил по лайнеру-нарушителю две ракеты. Погибли все находящиеся на борту 269 человек (23 члена экипажа и 246 пассажиров), в том числе член американской Палаты представителей Ларри МакДональд, собиравшийся баллотироваться на пост президента США.
После ввода войск СССР в Афганистан и избрания президентом США Рональда Рейгана наступил новый виток холодной войны. К сентябрю 1983 года военная обстановка на Дальнем Востоке была крайне напряжённой. Весной того года три ударные авианосные группы США проводили многодневные учения недалеко от Камчатки.
Боинг 747-230B (регистрационный номер HL7442), принадлежавший южнокорейской авиакомпании Korean Air, выполнял регулярный рейс по маршруту Нью-Йорк-Сеул. Самолёт вылетел из Нью-Йорка 31 августа, затем совершил посадку в Анкоридже для дозаправки. 1 сентября в 3:00 по местному времени (13:00 GMT) он взлетел из Анкориджа и взял курс на Сеул. Маршрут полёта должен был проходить над Тихим океаном восточнее Камчатки, затем над Японией, огибая территорию СССР. Однако почти с самого начала полёта самолёт начал отклоняться от намеченного маршрута к западу. Он нарушил воздушное пространство СССР и пролетел над Камчаткой, затем покинул советское воздушное пространство и, пролетев над Охотским морем, снова нарушил границу над Сахалином. Максимальное отклонение от обычной трассы достигало 500 километров.
Реакция в мире
Действия Советского Союза вызвали волну возмущения и протеста на западе. Американский президент Рональд Рейган назвал происшествие «преступлением против человечества, которое никогда не должно быть забыто», «актом варварства и нечеловеческой жестокости» и назвал СССР «империей зла».
Впоследствии федеральная авиационная администрация США (FAA, Federal Aviation Administration) запретила полёты Аэрофлота в Америку. Запрет оставался в силе до апреля 1986 года.
Президент Рейган также заявил, что после завершения разработки система навигации GPS будет свободно доступна для гражданских целей, таких как воздушная навигация.
Позиция советского руководства
Первое время в СССР придерживались традиционной линии поведения. Они не сразу признали факт падения корейского Boeing на советское территории и только гораздо позднее подтвердили, что он был сбит. Затем советские власти представили пилотов истребителей героями, которые выполнили свой долг, сбив вражеский самолет.
В первоначальном сообщении ТАСС, опубликованном 3 сентября, говорилось лишь о нарушении границы и о том, что, покинув воздушное пространство СССР, нарушитель «исчез с экранов радаров».
Официальная позиция, представленная маршалом Н. В. Огарковым на пресс-конференции 9 сентября, заключалась в том, что нарушение границы было умышленным и представляло собой спланированную разведывательную акцию, целью которой являлось изучение советской системы ПВО в этом районе. В качестве доказательств были представлены данные радиолокационных наблюдений, которые показывали, что KAL007 сблизился с разведывательным самолётом RC-135 настолько, что метки на экранах радаров слились. После этого Боинг направился вглубь территории СССР, а RC-135 - по маршруту, близкому к международной воздушной трассе. Утверждалось, что нарушитель был принят за RC-135.
На пресс-конференции говорилось также, что самолёт-нарушитель летел с погашенными навигационными огнями, не реагировал на требования ПВО и уклонялся от попыток перехвата, меняя курс и скорость.
«За столом из уст Андропова мы узнали, что накануне наши летчики сбили южнокорейский самолет. „Предполагалось, что воздушное пространство нарушил самолет-разведчик, а оказалось, это был гражданский самолет. Имеются человеческие жертвы, - пояснил он. И добавил: - Людей, конечно, жалко, но наша служба ПВО действовала правильно“».
Интервью с человеком, сбившим самолет.
Подполковник в отставке Геннадий Николаевич Осипович.
- Определить, что это именно «Боинг», я сначала не мог, - вспоминает Геннадий Николаевич . - Он далеко шел. А когда я приблизился, то увидел, что горят два ряда иллюминаторов. Людей я в салоне не видел. Особо не увидишь с трехсот метров. Потом мы корректировали запись нашего с землей радиообмена. Сделали так, будто я доложил: «Мигалка» не горит». Чтобы убедить мир, будто мы не знали, что самолет гражданский. (Гражданские самолеты обязаны всегда идти с «мигалками» - включенными навигационными огнями. А военные - нет. - Прим. ред.) Хотя я честно докладывал, что «мигалка» горит. Чтобы на земле поняли, что это гражданский.
Я считаю, на сбитом самолете был только экипаж. И, очевидно, разведчики. Они думали, что включатся советские наземные средства ПВО и они все их зафиксируют. Я ведь говорю то, что знаю. Я - исполнитель. Мне сказали: «Хорек!» Я и не буду говорить, что это суслик. Сказали: «Завалить!» - завалил.
- Мне кажется, что «Боинг» с пассажирами сбили американцы, - продолжает рассуждать Геннадий Николаевич. - Им нужна была провокация. Выйдет - хорошо. Не выйдет - тоже. ЦРУ все было выгодно. Так вот, было два самолета. Я сбил не пассажирский, а разведчика. (В то время газеты писали, что самолеты шли так близко один от другого, что на радарах на земле их метки временами совпадали. - Прим. ред.) А лайнер с пассажирами сбили американцы, чтобы потом заявить, что СССР - империя зла! И убедить мир в том, что на самом деле разведчика не было!
- А вы как-то дату 1 сентября отмечаете?
- Раньше... Ну как отмечал? Собирались в кругу семьи или на работе. И - за мою, так сказать, профпригодность... Ведь я сумел завалить самолет! А это же не так просто! А сейчас уже не отмечаю. И не выпиваю месяцев десять.
Пенсия у подполковника пять с лишним тысяч рублей. На досуге он читает детективы. И помогает по хозяйству жене и детям.
- У вас после этой истории остались хоть какие-то вопросы?
- Вопросов у меня нет. Кроме одного. К начальству. Шкурного. Многие получили у нас за сбитый мной самолет двойные оклады. Все, кроме меня. Есть справедливость? А про орден даже говорить не хочу! Вручили через год! «За успехи в боевой и политической подготовке».
- Орден Красного Знамени?
- Если бы! Знамени! Орден Красной Звезды, который всем дают! А я ведь выполнил боевую задачу!
Показания «черных ящиков».
В 1983 году советские военные подняли с морского дна обломки самолета, фрагменты тел и - главное - два «черных ящика». Анализ бортового самописца, фиксирующего параметры полета, показал, что сразу после взлета в Анкоридже самолет взял неверный курс на 12 градусов правее, чем требовалось, и весь полет следовал им (а не отклонился от трассы во время полета, как утверждали американцы). При этом пилоты докладывали на землю не соответствующую действительности информацию, что проходят через точки международной трассы. Получается, южнокорейские пилоты сразу ввели неверные данные в две курсовые и три навигационные системы.
Из последних минут радиообмена корейских пилотов с японским диспетчером следует, что на борту, возможно, полная паника, шум, возгласы: «Дым... Разгерметизация! Не получается!» Многократно повторяется фраза: «Экстренное снижение, застегните ремни, наденьте маски».
В 1992 году президент Борис Ельцин передал Южной Корее черные ящики Boeing. Их изучение подтвердило, что нарушение советского воздушного пространства оказалось случайным. После этого на свет появились самые разные и безумные теории, но это не меняет того, что в СССР решили сбить самолет с пассажирами, пусть даже и приняв его за шпиона.
Источники:
http://www.kp.ru/daily/23104/22963/ http://inosmi.ru/russia/20140718/221753637.html http://vecherniy.kharkov.ua/news/24278/