Сегодня, 12.12.2024, я решила опубликовать (с сокращениями) одно из давно отправленных писем. Поскольку, к сожалению, тематика этого письма - никогда не устаревает!
* * *
Вероятно, Вы и сами не раз замечали, насколько людям нравится всё необычное и таинственное. Православные - не исключение; преувеличенный интерес к чудесам иногда даже бывает не вполне полезен для души…
Приблизительно в 1995-96 году, в самом начале моего воцерковления, мне с непередаваемым восхищением поведали новость: после того, как обыкновенный приходской батюшка (имя рек) отслужил соборование на дому, женщина исцелилась - от рака!!! - Услышав это, я вовсе не пришла в восторг, а, напротив, оцепенела от ужаса: это какую же святую жизнь надо вести после отмены, казалось бы, неизбежного смертного приговора! ( * ) («... вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.» (Ин., 5, 14))
<…>
«Утопающий за соломинку хватается.» К сожалению, есть такие «добренькие» люди, которые «помогают» утопающему именно тем, что щедро кидают ему эти самые соломинки. «Добренькие» не представляют, какое мучение испытывает утопающий, бесполезно хватаясь то за одно, то за другое; им некогда сильно глубоко задумываться: они «добрые дела» творят («помогают» утопающему), а потом трезвонят о своих соломинках на каждом углу… И гибель утопающего не смущает их нисколько…
<…>
Насколько мне кажется, смертельная болезнь может иметь один из двух смыслов:
очистительные страдания перед смертью;
последняя попытка показать человеку его истинное предназначение.
И в том, и в другом случае главным занятием человека должна стать молитва.
А ведь молиться мы не очень-то умеем… Хорошо бы хоть умозрительно понять, как следует молиться…
Если уж разговор зашёл об утопающем, мне бы хотелось вспомнить два евангельских отрывка.
«…И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф., 14, 29-31)
«…Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, - ибо он был наг, - и бросился в море. А другие ученики приплыли в лодке…» (Ин., 21, 7-8)
Итак, Петр прекрасно умел плавать. Чего ж он испугался, погрузившись в воду, в первом отрывке? Долгое время мне было это непонятно.
Всё становится на свои места, если постараться себя представить на месте Петра.
Петр отличался и пламенной верой, и храбростью, и некоторой импульсивностью: только ему пришло в голову самому попытаться пойти по воде. А вода-то какая была! Это ведь не зеркальная гладь бассейна, это - бушующее море! Как он мог даже помыслить, что на этом можно удержаться на ногах! Тем не менее - хвала его вере и мужеству - пошёл! Попытайтесь представить ощущения человека, идущего по сильно колеблющейся, но прочной поверхности. - Некомфортно, даже очень, но под ногами ощущается надёжная опора. Однако ходить по бушующему морю долгое время - не в человеческих силах; в Петре ослаб первоначальный порыв. И он тут же камнем пошёл ко дну. Очень важно представить себя на месте Петра именно в момент утопания. Мгновение назад под ногами была изменчивая, но прочная опора, а сейчас - ничего, бездна! Мгновенное падение в бездну (утопание)! Да в этот момент Петр не помнил, не мог помнить, что он умеет плавать!!! И вообразите себе его ужас!!! И с каким отчаянием он закричал: «Господи, спаси меня!»
Вот Вам и образец настоящей молитвы.
Настоящая молитва исходит только из бездны, из ужаса перед смертельной угрозой.
А мы - слепы, глухи и бесчувственны: мы не то, что подвергаемся смертельной опасности, - мы, можно сказать, уже живём в смерти - и ничего такого страшного и опасного не замечаем! И о чём же нам молиться? Чего просить? Нам и без Бога комфортно!
И вот, чтобы нас пробудить от такого смертного сна, иногда приходится посылать нам смертельные болезни… Чтобы, испугавшись за судьбу тела, мы и о душе вспомнили…
Так уж устроена наша испорченная грехопадением природа: для того, чтобы сохранять хотя бы минимальное человекообразие, нам необходимы страдания…
Смертельная болезнь способна (хотя и не во всех случаях) со всей очевидностью поставить человека в положение утопающего Петра. И человек кричит: «Спаси меня, погибаю!»
И в этот момент, насколько мне кажется, может возникнуть очень важный внутренний диалог. Христос как бы говорит: «Я могу спасти тебя, но что ты будешь делать после спасения?»
И если человек внутренне отвечает (сам об этом не догадываясь): «Да что я буду делать!!! Сколько работы (денег, ночных клубов, интриг, путешествий, - и т.д., кому что нравится) вокруг!!!» - дальнейшее земное существование этого человека не имеет смысла.
Но если человек хотя бы смутно ощущает, что до болезни жил неправильно, и хотя бы глубоко осознаёт эту неправильность, не совсем понимая (или совсем не понимая), как ему жить дальше, - у такого человека есть шанс на продление земной жизни.
Конечно, это очень тяжело - осознать, что вся прожитая жизнь представляет собой адский клубок из грехов и ошибок. Для этого требуется мужество, и немалое.
Впрочем, я говорю лишь о наиболее простых ситуациях. Достаточно вспомнить Иова Многострадального, чтобы понять, что Божию Премудрость невозможно запихать даже в самые хитроумные человеческие схемы. Нет прямой связи между степенью личной греховности человека и его болезнями: преподобный Пимен Многоболезненный всю жизнь тяжко болел - но по его молитвам исцелялись другие люди…
Молитва, смирение… Без помощи свыше невозможно даже постичь смысл этих слов; что уж говорить о стяжании этих добродетелей…
<…>
Ваши лекарства - это молитва и смирение (что в пределе суть одно и то же). Моли́тесь хотя бы о том, чтобы умозрительно постичь суть этих добродетелей. Если на мгновение посетит Вас понимание (а затем скроется) - некоторое воспоминание всё же останется.
И, конечно, все наши духовные устремления бессильны без церковных Таинств. Причащайтесь как можно чаще! Вы сильны, но беззащитны, - а Причастие даёт иную, высшую силу и, конечно, защиту. (Надеюсь, Вы не способны Святое Причастие считать чудо-таблеткой? Таинства - они на то и Таинства, что их действие подвластно Богу, а не нам. Никакого автоматического действия тут быть не может. Наша забота - впускать а себя Бога и по силам сохранять Ему верность; а уж что нам Бог даст - Его воля.)
Простите меня, если я пишу Вам о том, что Вы сами знаете лучше меня. Но мне кажется, что некоторые вещи я всё-таки знаю лучше, чем Вы, поскольку моё сознание имеет некоторый навык в религиозных вопросах. У Вас же - настолько нездоровая среда обитания, что Вашему сознанию очень трудно переключаться с балаганно-клипового режима на созерцательный. Хотя, если учесть Ваши познания о моей жизни, утверждение о каком-либо моём превосходстве выглядит очень смешно и нелепо.
30-31.10.2014.
Примечание.
( * ) _ к сожалению, я оказалась права в своих опасениях. Продолжение этой истории я узнала намного позже: "Лечить медицинскими средствами болезнь (в данном случае - рак), вызванную колдовством, - безнадёжно" (
https://antisovetchina7.livejournal.com/19561.html ).
Манькова О.А., 12.12.2024.