Фото 09.10.2024. Резкость наведена на правый верхний шарик. Белые полоски - пластиковые "хвостики".
Недели 2-3 назад, когда я купила китайскую игрушку - гирлянду на солнечных батареях, - деревья стояли пышные и зелёные; намёков на начинающуюся осень было ещё очень мало.
Но осень ступает решительно: количество листьев на деревьях стремительно уменьшается.
Поэтому вечером 06.10.2024, когда гирлянда автоматически зажглась, я поняла, что, если не сфотографировать эту красоту немедленно, то через несколько дней фотографировать будет уже нечего.
Когда приступила к фотографированию, в очередной раз убедилась: то, что вижу глазами, - красиво; то, что вижу мобильником, - не-пойми-что…
Несмотря на то, что я поставила самый жёлтый режим, мобильник упорно не желал передавать оранжеватый оттенок свечения, а почти что зелёные листья упорно показывал примитивно-жёлтыми.
"Ладно, завтра настройки посмотрю; может быть, что-нибудь получится…"
Но "завтра" - 07.10.2024 - поднялся такой ветер, что стало ясно: смотреть настройки уже незачем.
И тут мне стало нестерпимо жалко вот эти бедные срываемые листочки.
Почему-то я стала думать о них в стиле "Ели" Андерсена (хотя в тот момент ни "Ели", ни Андерсена я не помнила).
Вот жили-были листочки на большом дереве. Жизнь есть жизнь; всякое бывает. Возможно, не всегда они ладили между собой. Может быть, бывали и такие пожелания: "Чтоб тебя гусеница сгрызла!"; "Чтоб тебя градом сбило!"; "Чтоб тебя тля искалечила!"; да мало ли ещё чего можно придумать во гневе…
Но вот пришла осень; труднее стало держаться за родную ветку. Начали листочки улетать в свой единственный и последний полёт.
"Ряды редеют". Улетают и хорошие, и не очень; и красивые, и не очень; и друзья, и не очень…
Очевидно: когда-нибудь (и очень скоро!) улетит в последний полёт даже и самый крепкий, самый последний листочек.
И от этого всем очень грустно. Вот смотрят оставшиеся листочки друг на друга и с горечью думают: кто следующий?
И от общего горя забыли листочки все свои былые распри. Не то, чтобы перестали помнить, но начали стыдиться своей былой глупости и злобы. Ведь как хорошо было летом! Всем было хорошо; кому больше, кому меньше. А сейчас: смотрит листочек на того, кому когда-то желал поедания гусеницей, и думает: несмотря ни на что, он - вражина - как бы разделял со мной то всеобщее счастье, которое царило летом, и которого никто из нас не ценил… И зачем надо было отравлять хорошую жизнь ссорами и обидами? Мы все были счастливы, а теперь все несчастны… И всем нам уже недолго осталось держаться на ветке…
И теперь, если "вражина" оторвётся от ветки - его будет почти так же жаль, как са́мого любимого друга…
Такие мои грустные фантазии сами собой начали иллюстрироваться незабываемой музыкой Чайковского…
Я немало удивилась, когда обнаружила (вероятно, знала это когда-то, но забыла), что у "Осенней песни" есть эпиграф, который говорит именно о листьях!
Хотя сама по себе музыка настолько наглядно показывает отрывание от ветки каждого листочка и кружение ветром уже оторванных, что остаётся только удивляться невероятной чуткости композитора!
"Осенняя песнь" - далеко не такая простая пьеса, как это может показаться. Меня не покидает ощущение, что лишь только в детстве я слышала по-настоящему хорошее её исполнение: моим братом. Мы с родителями единодушно считали, что профессиональные пианисты, которых мы слышали по радио, - играют хуже.
В интернете много записей "Осенней песни". Продолжительность колеблется около 4 минут; есть даже меньше. Лично я такой темп воспринимаю, как "трень-трень"; от гениального произведения остаются жалкие обломки. Продолжительность 5 минут встречается. Но мне кажется, что продолжительность должна быть не менее 6 минут, а лучше - 7 или даже больше.
Кстати, если "трень-трень" исполняет настоящий профессионал, то вполне можно замедлить воспроизведение вдвое (т.е. коэффициент: 0,5), и, несмотря на появляющийся характерный шум, сама по себе музыка в целом будет восприниматься хорошо. Но когда я попыталась замедлить "ненастоящего" - получилось такое, что пришлось сразу же выключить.
В ходе этих экспериментов я неожиданно обнаружила, что фортепьяно звучит неизмеримо целомудреннее струнных (смычковых). Так, увидев продолжительность более 5 минут, я включила запись "скрипка + виолончель". Игра была весьма эстетична, но при этом полезла такая неприятная чувственность, такое неуместное сладострастие, что, опять-таки, выключила сразу.
* * *
А 09.10.2024 была память апостола Иоанна Богослова. Мы с мамой (Царство ей Небесное) его очень любили - могла ли я не пойти в храм в день его памяти!
И, полагаю, именно апостол Иоанн в свой день сделал мне удивительный подарок.
Когда кончилась церковная служба, какая-то внешняя сила побуждала меня спешить настолько, что я не стала дожидаться автобуса, а пошла пешком (это звучит парадоксально, но в данном случае дорога на транспорте приблизительно на треть продолжительнее пешеходной). И даже не раскрыла зонтик (слегка моросило), чтобы не замедлять движение. Но, когда я преодолела все неудобные участки, - спешка вдруг отступила. Как будто я благополучно убежала от какой-то опасности, и спешить больше незачем.
Появилась простая мысль: куда можно было опоздать [в широком смысле] - я уже опоздала; причём неизвестно, плохо это или хорошо. Раскрыла зонтик и не спеша продолжила путь.
Мне было даровано редчайшее и благодатнейшее состояние покоя и тихой радости. Я шла по осенним улицам под мелким дождиком, и мне было хорошо. Берёзы - некоторые облетели полностью, иные наполовину; клёны почти не облетели и зачастую совсем зелёные. Всё это как-то переплеталось с молитвами, с придуманной притчей об осенних листьях и с музыкой Чайковского, которая всплывала в памяти, хотя физически я слушала "Осеннюю песнь" не менее года назад. А ещё я непостижимо проникалась красотой осени человеческой жизни, с нежностью вспоминая родителей Пресвятой Богородицы и Иоанна Предтечи. Святая старость - красива! Престарелые супруги - мудры и прекрасны! Примечательно, что обеим парам даже не довелось воспитывать своих долгожданных и вымоленных святых детей; родили - и отошли в Вечность; своё земное предназначение этим уже исполнили.
Вернувшись домой, стала фотографировать под дождём китайскую гирлянду при дневном свете; листочков на дереве осталось, пожалуй, меньше, чем лампочек… А потом отправилась слушать "Осеннюю песнь" - самую настоящую Лебединую песню осенних листьев…
Приблизительно четверть века назад я впервые услышала о "Кресте гениальности". В то время я, кажется, ничего не поняла. Сейчас понимаю лучше; даже говорила про Крест чудотворчества ("Чудотворчество - Талант или Крест?":
https://antisovetchina7.livejournal.com/41395.html ). На практике память о Кресте гениальности помогает НЕ бросать камни в гениев, когда кажется, что они этого заслуживают. Чайковский - гений. Он - автор одного малоизвестного произведения, которое - не исключаю! - стоило ему жизни. Но, если Господь его всё-таки помиловал, - то, возможно, именно за это самое произведение. Если Бог благословит, напишу когда-нибудь об этом.
А в заключение хочу показать то́, что удалось сфотографировать 06.10.2024, когда "Осенняя песнь" ещё не приходила мне на память…
Фото 06.10.2024.
Манькова О.А., 10.10.2024.