Лебединая песня осенних листьев

Oct 10, 2024 05:05



Фото 09.10.2024. Резкость наведена на правый верхний шарик. Белые полоски - пластиковые "хвостики".

Недели 2-3 назад, когда я купила китайскую игрушку - гирлянду на солнечных батареях, - деревья стояли пышные и зелёные; намёков на начинающуюся осень было ещё очень мало.

Но осень ступает решительно: количество листьев на деревьях стремительно уменьшается.
  Поэтому вечером 06.10.2024, когда гирлянда автоматически зажглась, я поняла, что, если не сфотографировать эту красоту немедленно, то через несколько дней фотографировать будет уже нечего.

Когда приступила к фотографированию, в очередной раз убедилась: то, что вижу глазами, - красиво; то, что вижу мобильником, - не-пойми-что…
       Несмотря на то, что я поставила самый жёлтый режим, мобильник упорно не желал передавать оранжеватый оттенок свечения, а почти что зелёные листья упорно показывал примитивно-жёлтыми.

"Ладно, завтра настройки посмотрю; может быть, что-нибудь получится…"

Но "завтра" - 07.10.2024 - поднялся такой ветер, что стало ясно: смотреть настройки уже незачем.

И тут мне стало нестерпимо жалко вот эти бедные срываемые листочки.
   Почему-то я стала думать о них в стиле "Ели" Андерсена (хотя в тот момент ни "Ели", ни Андерсена я не помнила).
   Вот жили-были листочки на большом дереве. Жизнь есть жизнь; всякое бывает. Возможно, не всегда они ладили между собой. Может быть, бывали и такие пожелания: "Чтоб тебя гусеница сгрызла!"; "Чтоб тебя градом сбило!"; "Чтоб тебя тля искалечила!"; да мало ли ещё чего можно придумать во гневе…
   Но вот пришла осень; труднее стало держаться за родную ветку. Начали листочки улетать в свой единственный и последний полёт.
   "Ряды редеют". Улетают и хорошие, и не очень; и красивые, и не очень; и друзья, и не очень…
   Очевидно: когда-нибудь (и очень скоро!) улетит в последний полёт даже и самый крепкий, самый последний листочек.
   И от этого всем очень грустно. Вот смотрят оставшиеся листочки друг на друга и с горечью думают: кто следующий?
   И от общего горя забыли листочки все свои былые распри. Не то, чтобы перестали помнить, но начали стыдиться своей былой глупости и злобы. Ведь как хорошо было летом! Всем было хорошо; кому больше, кому меньше. А сейчас: смотрит листочек на того, кому когда-то желал поедания гусеницей, и думает: несмотря ни на что, он - вражина - как бы разделял со мной то всеобщее счастье, которое царило летом, и которого никто из нас не ценил… И зачем надо было отравлять хорошую жизнь ссорами и обидами? Мы все были счастливы, а теперь все несчастны… И всем нам уже недолго осталось держаться на ветке…
  И теперь, если "вражина" оторвётся от ветки - его будет почти так же жаль, как са́мого любимого друга…

Такие мои грустные фантазии сами собой начали иллюстрироваться незабываемой музыкой Чайковского…



Я немало удивилась, когда обнаружила (вероятно, знала это когда-то, но забыла), что у "Осенней песни" есть эпиграф, который говорит именно о листьях!
  Хотя сама по себе музыка настолько наглядно показывает отрывание от ветки каждого листочка и кружение ветром уже оторванных, что остаётся только удивляться невероятной чуткости композитора!

"Осенняя песнь" - далеко не такая простая пьеса, как это может показаться. Меня не покидает ощущение, что лишь только в детстве я слышала по-настоящему хорошее её исполнение: моим братом. Мы с родителями единодушно считали, что профессиональные пианисты, которых мы слышали по радио, - играют хуже.

В интернете много записей "Осенней песни". Продолжительность колеблется около 4 минут; есть даже меньше. Лично я такой темп воспринимаю, как "трень-трень"; от гениального произведения остаются жалкие обломки. Продолжительность 5 минут встречается. Но мне кажется, что продолжительность должна быть не менее 6 минут, а лучше - 7 или даже больше.

Кстати, если "трень-трень" исполняет настоящий профессионал, то вполне можно замедлить воспроизведение вдвое (т.е. коэффициент: 0,5), и, несмотря на появляющийся характерный шум, сама по себе музыка в целом будет восприниматься хорошо. Но когда я попыталась замедлить "ненастоящего" - получилось такое, что пришлось сразу же выключить.

В ходе этих экспериментов я неожиданно обнаружила, что фортепьяно звучит неизмеримо целомудреннее струнных (смычковых). Так, увидев продолжительность более 5 минут, я включила запись "скрипка + виолончель". Игра была весьма эстетична, но при этом полезла такая неприятная чувственность, такое неуместное сладострастие, что, опять-таки, выключила сразу.

*   *   *
  А 09.10.2024 была память апостола Иоанна Богослова. Мы с мамой (Царство ей Небесное) его очень любили - могла ли я не пойти в храм в день его памяти!
  И, полагаю, именно апостол Иоанн в свой день сделал мне удивительный подарок.
  Когда кончилась церковная служба, какая-то внешняя сила побуждала меня спешить настолько, что я не стала дожидаться автобуса, а пошла пешком (это звучит парадоксально, но в данном случае дорога на транспорте приблизительно на треть продолжительнее пешеходной). И даже не раскрыла зонтик (слегка моросило), чтобы не замедлять движение. Но, когда я преодолела все неудобные участки, - спешка вдруг отступила. Как будто я благополучно убежала от какой-то опасности, и спешить больше незачем.
  Появилась простая мысль: куда можно было опоздать [в широком смысле] - я уже опоздала; причём неизвестно, плохо это или хорошо. Раскрыла зонтик и не спеша продолжила путь.
  Мне было даровано редчайшее и благодатнейшее состояние покоя и тихой радости. Я шла по осенним улицам под мелким дождиком, и мне было хорошо. Берёзы - некоторые облетели полностью, иные наполовину; клёны почти не облетели и зачастую совсем зелёные. Всё это как-то переплеталось с молитвами, с придуманной притчей об осенних листьях и с музыкой Чайковского, которая всплывала в памяти, хотя физически я слушала "Осеннюю песнь" не менее года назад. А ещё я непостижимо проникалась красотой осени человеческой жизни, с нежностью вспоминая родителей Пресвятой Богородицы и Иоанна Предтечи. Святая старость - красива! Престарелые супруги - мудры и прекрасны! Примечательно, что обеим парам даже не довелось воспитывать своих долгожданных и вымоленных святых детей; родили - и отошли в Вечность; своё земное предназначение этим уже исполнили.
  Вернувшись домой, стала фотографировать под дождём китайскую гирлянду при дневном свете; листочков на дереве осталось, пожалуй, меньше, чем лампочек… А потом отправилась слушать "Осеннюю песнь" - самую настоящую Лебединую песню осенних листьев…

Приблизительно четверть века назад я впервые услышала о "Кресте гениальности". В то время я, кажется, ничего не поняла. Сейчас понимаю лучше; даже говорила про Крест чудотворчества ("Чудотворчество - Талант или Крест?": https://antisovetchina7.livejournal.com/41395.html ). На практике память о Кресте гениальности помогает НЕ бросать камни в гениев, когда кажется, что они этого заслуживают. Чайковский - гений. Он - автор одного малоизвестного произведения, которое - не исключаю! - стоило ему жизни. Но, если Господь его всё-таки помиловал, - то, возможно, именно за это самое произведение. Если Бог благословит, напишу когда-нибудь об этом.

А в заключение хочу показать то́, что удалось сфотографировать 06.10.2024, когда "Осенняя песнь" ещё не приходила мне на память…



Фото 06.10.2024.

Манькова О.А., 10.10.2024.

Воспоминания, Искусство, Природа, Таинственные знаки, Радость, Непридуманные истории

Previous post Next post
Up