Евангельские алгоритмы, или Проповедь программиста

Mar 07, 2024 02:01

Продолжаю тему моих «археологических раскопок» ( https://antisovetchina7.livejournal.com/tag/Из%20%22археологических%20раскопок%22... )...

Несколько лет назад в безбрежном море интернета попалась очень уж необычная жемчужина.
Это была проповедь, составленная профессиональным программистом. Она потрясла меня до глубины души (полагаю, воцерковлённые люди меня поймут).
Сложнейшую духовную проблему - автор представил в виде алгоритма!

Я не раз вспоминала об этой проповеди, желая перечитать её ещё раз, но как-то не получалось. И вот на днях я решила «копать» изо всех сил и...
Нашла!
И удивилась!!!
Поскольку, как выяснилось, в первый раз я обнаружила сию жемчужину ровно 10 лет назад: 6 марта 2014 года!!!

Надеюсь, Вы получите огромную духовную пользу от этой статьи (публикую без сокращений)!

Манькова О.А., 06.03.2024.

Как поступать, если «согрешит против тебя брат твой» (Ев. от Луки 17:3-4)

Автор: Анастасиос Kиoyлaxoглoy

В Евангелии от Луки (17:3-4) мы читаем:

«Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, - прости ему».

В этих стихах несколько раз встречается слово «если». Будучи программистом по профессии, я очень хорошо знаком с функцией оператора «IF» (дословно - «если», оператор условия в программировании - прим. пер.). Оператор «IF» предваряет собой некое условие, и команды, следующие за условием, будут выполняться только в том случае, если выполняется само условие. В безценных словах нашего Господа, которые мы прочитали выше, в первом же предложении содержится две подобных условных конструкции:

IF ( ЕСЛИ ) согрешит против тебя брат твой

THEN ( ТО ) выговори ему

IF ( ЕСЛИ ) он покается (после выговора)

THEN ( ТО ) прости ему

Именно таков порядок действий, установленный Господом.
Многие желают быть прощёнными без покаяния. Другие же не прощают своим братьям грехов, хотя сами ни разу не обличили их в этих грехах! Таким образом, они нарушают порядок действий, установленный Господом. Есть еще и такие, что выговаривают другим за поведение, не являющееся грехом, чем сами совершают грех против этих братьев! Есть много пустословов, критикующих всех и вся, и горе тому, кто подвернётся им под горячую руку. Они делают вид, что обличают грехи других даже там, где никакого греха нет.

Наверняка вы спросите: как мне быть, если я обличаю брата в явном грехе, совершённом против меня, а он не кается и не просит прощения? К сожалению, бывает и так. Гордыня многих настолько велика, что не позволяет им просить прощения у кого бы то ни было. Я был свидетелем таких ситуаций, когда люди, чьё заблуждение было безспорным, даже после открытого обличения вели себя так, как будто ничего не случилось, и совсем не просили прощения! Вочман Ни сказал однажды: «Чем смиренней человек, тем чаще он просит прощения». Просите прощения у любого человека за любую мелочь, даже если вы просто ПОДОЗРЕВАЕТЕ, что могли его чем-либо обидеть. Вот что значит - быть смиренным. Вот что значит - быть христианином! Всё остальное - не больше, чем лицемерие, когда человек знает истину, но не поступает по ней, как только дело доходит до конкретных действий. Слова «прости меня» нужны не только тому, против кого согрешили, но и тому, кто согрешил. Если человека, любящего критиковать и унижать других, не обличить вовремя, он не только причинит много вреда другим, но и сам будет страдать от того, что другие его избегают! Как можно открыто общаться с человеком, чьё поведение так неприятно, а он и не думает раскаиваться? Неудивительно, что такой человек, в конце концов, останется один. Однако что сделали другие, его братья и сестры, его Церковь, для того, чтобы избежать таких последствий? Обличили ли они его? Обличение с любовью, без гнева, очень важно. Это - первая ступенька лестницы, ведущей к прощению. Опять же, мы должны помнить, что обличать следует не в том, что мы сами считаем грехом, а в том, что определяется как грех Словом Божиим. Наш Господь и Начальник нашей веры сказал так (Матф. 18:15-17):

«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь».

Таков порядок, установленный Богом!!! Таков порядок, установленный Господом Иисусом Христом, Главой Церкви. Почему же мы пытаемся всё делать по-своему? Почему мы считаем, что молчание - лучшая реакция на то зло, жестокость и грех, что происходят на наших глазах, в наших же церквях?! Когда мы, наконец, прислушаемся к голосу Господа вместо того, чтобы слушать голос этого мира, твердящий нам, что каждый волен поступать, как ему вздумается? Наш Господь сказал так (выражаясь весьма точным языком программирования):

IF ( ЕСЛИ ) согрешит брат твой

THEN ( ТО ) Пойди и обличи его

IF ( ЕСЛИ ) он раскается OK ( ХОРОШО ).

ELSE ( ИНАЧЕ )

Возьми с собою еще одного или двух свидетелей

IF ( ЕСЛИ ) не послушает их

THEN ( ТО ) Скажи церкви

IF ( ЕСЛИ ) и церкви не послушает

THEN ( ТО ) то да будет он тебе, как язычник и мытарь

А вот как обстоит дело в наших современных церквях:

IF ( ЕСЛИ ) согрешит против тебя брат твой
THEN ( ТО ) Ничего не говори ему, просто прости его!!!

Или так:

Если уж ты не побоялся (!) сказать ему, а он тебя не послушал,
Ничего страшного… но тебе все равно придется его простить!

Простите, кто сказал вам так поступать??? Откройте мне Библию на той странице, где написано, что Господь или Его апостолы когда-нибудь давали подобные указания! Возможно, такой порядок вещей существует в вашем представлении или был внушен вам вашим пастором или окружающими, но порядок, установленный Богом в Библии, совершенно иной. Обратите внимание на слова апостола Павла (1 Коринфянам 5:1-2):

«Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего. И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело».

«Изъят»? Да ладно тебе, Павел. Я ведь так удобно устроился, зачем мне во что-то вмешиваться? Я плачу́ десятины, хожу по воскресеньям в церковь. У меня всё прекрасно. Какое мне дело до этого человека? Это его жизнь. На что апостол Павел и Сам Бог устами Павла ответит вам: «ВЫ ВОЗГОРДИЛИСЬ! Вам стоило бы ПЛАКАТЬ, а не сидеть спокойно сложа руки! Человек, не раскаивающийся в таком грехе, должен быть изъят из среды вас». Далее Павел говорит (1 Коринфянам 5:9-13):

«Я писал вам в послании - не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас».

Такие дела должны осуждаться церковью.
Под осуждением я понимаю не пустословие тех критиканов, которые думают, что праведно обличают других, а на самом деле лишь голословно осуждают невиновных. За такое поведение они сами заслуживают осуждения. В вышеприведённом отрывке говорится о ситуации, когда вся церковь знает, что среди них есть человек, называющий себя братом, но остающийся блудником, или лихоимцем, или злоречивым и т.п. Этот человек не раскаивается, а значит, его случай попадает под самую последнюю категорию алгоритма, данного Господом:

IF ( ЕСЛИ ) и церкви не послушает

THEN ( ТО ) да будет он тебе, как язычник и мытарь

Или, как сказал апостол Павел: «Извергните развращенного из среды вас». Поступая так, вы даете ему ещё одну возможность покаяться. Если же вы продолжаете мириться с его поведением, то тем самым как бы говорите ему: «Ничего страшного. До тебя нам и так нет никакого дела! Поступай, как знаешь!». Бог судит внешних, мы же призваны судить внутренних, находящихся среди нас. «Не внутренних ли вы судите?» - сказано в Слове (1 Коринфянам 5:12).

И ещё (2 Фессалоникийцам 3:14-15):

«Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата».

«Того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним». Цель этих действий - не сделать человека изгоем, а устыдить его и тем самым привести к покаянию! Вместо этого в наших церквях сегодня МЫ САМИ стыдимся призвать человека к покаянию. Однако нам необходимо прекратить общение с ним, чтобы ОН устыдился и покаялся. Прекратить общение - не значит отвергнуть. В Слове, в Послании апостола Иакова, сказано (Иакова 5:19-20):

«Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов».

И ещё (Иезекииль 18:23):

«Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?»

Бог не желает отвергнуть грешника навсегда, Он лишь хочет, чтобы тот пришёл к покаянию. Для того, чтобы покаяние произошло, сначала должно иметь место обличение. Если же согрешающий не внимет обличению, тогда его следует отлучить, взять на замечание и не сообщаться с ним. Однако и при этом не стоит прекращать увещевать его, чтобы он вернулся. Дверь должна оставаться открытой всегда, на тот случай, если человек покается. Бог не желает, чтобы он навсегда оставался в таком жалком положении. Он желает покаяния грешника!

В заключение обратимся ещё раз к словам нашего Господа из Евангелия от Матфея (Матфея 18:18):

«Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе».

Эти слова подразумевают ответственность и принятие решения. В наших руках обличение. В наших руках покаяние. И в наших руках прощение. Будем ли мы послушны учению Слова? Указания, содержащиеся в нём, предельно ясны и точны.

Иисус не пренебрегал общением с язычниками и мытарями! Как только человек каялся, грех был прощён, и человек восстанавливал свои отношения с Богом и другими людьми. Никогда не следует закрывать дверь перед кающимся грешником, однако и не стоит держать её открытой для тех, кто был обличён в грехе по всем правилам, установленным Господом, и, тем не менее, отказывается покаяться.

Примечание к статье программиста.
Хочу особо обратить внимание на слова́ Христа (первая ступень алгоритма): «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним», т.е. наедине. Причём, как указывает автор: «Обличение с любовью, без гнева, очень важно». Т.е. следует доброжелательно поговорить с человеком, постараться объяснить ему, в чём именно заключается его грех. Разговор этот надо вести наедине, поскольку все мы очень гордые и всем нам очень трудно признавать свои ошибки - даже очевидные. Надо помнить: мы - не судьи, мы - братья. Полагаю, в некоторых случаях можно напомнить согрешившему брату о своих собственных подобных ошибках (особенно, если они ему уже известны) и высказать раскаяние в них...
Когда-то один мудрый человек сказал мне, что всякое зло в конечном счёте исходит от Сатаны. Т.е. наши обидчики - это всего лишь «ширма», за которой прячутся «рогатые кураторы». Так можно ли всерьёз обижаться на «ширму»? Лучше - попытаться уразуметь, что́ именно «рогатые» нашёптывают «ширме», и разъяснить человеку, откуда берутся те или иные его греховные мысли. Если объяснить удастся - поистине «приобрёл ты брата твоего».
Верующие - они такие: глубоко благодарны доброжелательному обличителю: ведь он помогает освободиться от греха, т.е. от мучения! (Вообще-то совершенные христиане благодарны всякому обличителю, не только доброжелательному. Но - куда нам до совершенных...)
Манькова О.А., 23.02/07.03.2024, память блж.Матроны Московской (обре́тение мощей, 1998).

Со страниц Священного Писания, Необычные мысли, Духовность и аскетика, Из "археологических раскопок"..., Религиозно-нравственные идеалы, Защита человеческого достоинства, Радость

Previous post Next post
Up