Этот трудный Церковно-Славянский...

Jul 07, 2023 23:31

Лето 1985 года. Мы с мамой - проездом в Москве: утром прибыли, вечером - едем дальше. Собирались оставить вещи в камере хранения и цивилизованно «погулять по Москве». Не тут-то было: к камерам хранения - чудовищная очередь. Пришлось «гулять по Москве» в сопровождении тяжеленных чемоданов.
Уж не припомню, по какой причине мы свернули с одной из центральных улиц в неприметный проулок. Картина открылась безрадостная: нагромождение унылых домов; ни кустика, ни травинки. А посредине - умопомрачительная очередь. Как выяснилось - за бананами.

Несмотря на мои протесты, мама установила меня (вместе с чемоданами) в самый хвост, а сама направилась узнавать подробности.
К тому времени я не имела о бананах ни малейшего представления, но считала, что несколько часов в очереди - непомерно высокая цена за дегустацию.
Однако стоять мне пришлось совсем недолго.
Именно в тот момент, когда мама приблизилась к прилавку «узнавать подробности», начался скандал. Продавцы отказались продолжать торговлю, пока не избавятся от тех бананов, которые никто не хотел покупать. «Они как раз - самые лучшие!» - убеждали продавцы толпу. Народ не возражал, но покупать «самые лучшие» не собирался. Тут мама выразила согласие купить эти «самые лучшие», но предупредила, что за деньгами ей надо отправиться в самый хвост. Все терпеливо ждали, пока она дойдёт до меня (а это - не близко), возьмёт деньги и вернётся к прилавку.

Бананы, действительно, оказались самыми лучшими: спелые, ароматные, янтарные (кожура полупрозрачная).
Вот только транспортировать эту роскошь - проблематично. Мама поражалась: если от таких фруктов отказались все - значит, вся очередь состояла исключительно из приезжих?

...Отгремела Перестройка, начался капитализм. Бананы появились повсюду. Но ничего похожего на те, из далёкого 1985-го, я не видела нигде и никогда.

Поделилась с кем-то воспоминаниями о необыкновенных московских бананах образца 1985 года. И услышала в ответ рассказ.
Собрались однажды студенты посетить в больнице вьетнамца-одногруппника. И решили, что самым лучшим угощением для больного станут именно бананы.
Но вьетнамец - явно из вежливости - откусил раз-два и больше не смог.
- Ты что, это же бананы!!! - удивились студенты.
Вьетнамец со страдальческим видом ответил:
- Это - не те́ бананы!

«Не те́»!.. Другими словами, то́, что продаётся под названием бананов на каждом углу, - не имеет никакого отношения к настоящим бананам.

* * *
...К сожалению, церковно-славянский язык, который сейчас можно услышать в российских храмах, приблизительно в той же мере похож на дореволюционный церковно-славянский, как современный общедоступный банановый суррогат - на спелые московские бананы «образца 1985 года».

Да, церковно-славянский ныне - не тот...

Дореволюционный церковно-славянский, как ни странно, ещё можно было услышать вживую - каких-нибудь 20-30 лет назад. За границей, конечно же, в отдалённых русских православных храмах.

Те люди, которым в своё время удалось не только бежать от большевиков, но и создать компактные православные приходы, - стали настоящими хранителями русской культуры, русского и церковно-славянского языков, передавая это сокровище своим потомкам. Выходцам из Советского Союза было удивительно слушать их настоящую русскую речь, их настоящий церковно-славянский язык на службах.
Но потом выходцев из СССР стало слишком много - и они невольно испортили и заграничный русский язык, и, в особенности, церковно-славянский...

Лично мне не довелось услышать настоящий церковно-славянский язык.

Теоретически я знаю, что читать по-славянски следует ровно так, как написано, т.е.:
- все звуки произносить отчётливо;
- звонкие согласные, в т.ч. в конце слов, - не оглушать;
- все гласные, в т.ч. безударные, произносить ясно (а не издавать неопределённый гласный звук, как мы это привыкли делать).

Кроме того, учитывая акустику старинных храмов, можно предположить, что читать молитвы со скоростью пулемёта (как это сейчас наблюдается почти повсюду) - нельзя. Поскольку в гулком храме при быстром чтении слова́ сольются в непрерывный гул даже при хорошей дикции.

Если разобраться, не так уж трудно научиться читать церковно-славянский текст правильно, в полном соответствии с нарисованными буквами. Но вот только не видно желающих этим заниматься. На службах довольно часто можно услышать в церковно-славянском тексте звук, изображаемый буквой «ё», хотя всем известно, что таковой буквы в церковно-славянском нет. Что уж говорить о других ошибках.

Мне кажется, основная причина плохого церковного чтения - общая атмосфера постоянной спешки, небрежности и торопливости. Если читать красиво, правильно и внятно - многие ли будут этим довольны? Не раздадутся ли голоса о «затягивании» службы?
Не последнюю роль в ухудшении церковного чтения играют и столетние богоборческие «традиции»: хороших чтецов перестреляли вместе со священниками, а оставшиеся чтецы, не исключено, преднамеренно снижали чёткость произношения, чтобы советские проверяльщики понимали как можно меньше. Не исключено также, что всевозможные «уполномоченные» целенаправленно требовали снижения чёткости чтения.

От теории - к практике

Не так давно мне довелось познакомиться с церковно-славянским поближе.

Правильную технику церковно-славянского чтения давно хотелось освоить. Но - всё некогда...
И вот. Услышала от знакомой, что при специфических духовных проблемах (подозрении на внешнее колдовское воздействие) некий результат может дать 40-кратное чтение 90-го псалма («Живый в помощи...») в течение 40 дней подряд. (Такая рекомендация содержится в книге протоиерея Валентина Бирюкова «На земле мы только учимся жить. Непридуманные рассказы».)

Подумалось, что было бы не вредно иметь аудиозапись 90-го псалма.

Конечно, в интернете можно найти что угодно. Но мне захотелось иметь аудиозапись 90-го псалма, «правильно» прочитанного по-церковнославянски!

Не оставалось ничего иного, как самостоятельно взяться за «правильное» чтение.

Э-эх! Я обнаружила, что мой речевой аппарат совершенно не приспособлен к такому чтению!

Манькова О.А., 12/25.02.2022, память свт.Алексия Московского (†1378).

Публикация: 24.06/07.07.2023 (Рождество Иоанна Предтечи).

Воспоминания, Православие как образ жизни, Искусство, Этнография, Из "археологических раскопок"..., Путевые заметки, Непридуманные истории

Previous post Next post
Up