19 ноября/2 декабря 1825 года Император Александр I инсценировал собственную смерть.
Почему я так уверена, что это была не смерть, а инсценировка смерти?
Ответ - в Православном месяцеслове.
19.11/02.12 празднуется память Иоасафа, царевича Индийского. Иоасаф указывается и как царевич, и как царь: некоторое время он был полноправным царём (при жизни и по воле его отца царя Авенира), но оставил царствование и стал монахом.
А Александр I - стал святым праведным старцем Феодором Козьмичом...
Недавно я обнаружила записки 2016 года, имеющие некоторое отношение к личности Александра I и других царственных особ. Публикую их в сокращённом виде.
Памятник Фёдору Козьмичу на месте его кельи в посёлке Хромовка (фото - из интернета)
О царственном величии
Вчера [т.е., 10.04.2016] услышала по радио нечто любопытное и, по обыкновению, сделала широкие обобщения...
Речь идёт о личности Екатерины Великой. И раньше я слышала, что её фавориты были вовсе не примитивными любовниками, а выдающимися государственными деятелями. Можно предположить, что статус фаворита был своеобразным показателем прежде всего деловых качеств.
А вчера довелось услышать о весьма болезненном для Екатерины II эпизоде её жизни.
Она стала замечать холодность со стороны фаворита (фамилию не запомнила; наверняка не Орлов и не Потёмкин). А потом он и вовсе объявил ей, что влюблён в некую фрейлину (её фамилии я тоже не запомнила). Мы с Вами можем представить, какие чувства охватывают отвергнутую женщину. Но вот что чувствует отвергнутая Императрица...
В этой унизительнейшей ситуации Екатерина во всём блеске показала, что не напрасно её называют Великой. Она немедленно обвенчала влюблённых, снабдив разлучницу умопомрачительным приданным - 100 тысяч рублей - и отправив их в Москву.
Насколько болезненно Императрица пережила этот эпизод, свидетельствует одно из воспоминаний очевидцев. Спустя год, прогуливаясь по саду, Екатерина неожиданно обронила приблизительно следующее: "Он не может быть счастлив: одно дело - 15 минут веселиться в саду, а другое - прожить целую жизнь..." Действительно, сей изменник не раз просился обратно в Петербург, но Екатерина была непреклонна.
С житейской точки зрения имела место обыкновенная ситуация: человек не склонен ценить то, что имеет, и теряет это самым несчастным образом.
Я говорю о мужском мировосприятии вообще. Насколько мне кажется, гордыня мужчин просто несоизмерима с гордыней женщин; именно эта мужская гордыня зачастую ввергает их в самые катастрофические ситуации. Вы, вероятно, замечали, что мужчины весьма настороженно относятся к интеллектуальным женщинам. Это неспроста: ведь средневзвешенный мужчина считает женщин существами даже не 2-го, а где-то 50-го сорта. Т.е., по его мнению, женщина несколько умнее болонки, но явно глупее овчарки. И вдруг эта болонко-овчарка явственно показывает высокий интеллект; это же - о с к о р б и т е л ь н о для безмерной мужской гордыни.
Возвращаясь к чувствам фаворита, можно предположить, что его царственная любовница была не только умна, но и имела склонность обсуждать государственные дела в самом неподходящем месте. Безусловно, это раздражало. Поэтому фрейлина представлялась в тысячу раз желанней.
Но вот когда рядом осталась т о л ь к о фрейлина...
Масштаб личности Екатерины Великой таков, что по сравнению с ней даже умная и образованная женщина представляется почти идиоткой. А уж фрейлина в роли жены - это вообще недочеловек...
Вот и получилось, что незадачливый царедворец променял Великую Императрицу на хорошенькую обезьянку...
[ <...>Чем по существу являлся фаворит Императрицы? - Невенчанным мужем с соответствующими полномочиями; и этот статус мужа был хорошо известен далеко за пределами двора. Вполне возможно, что тою фрейлиною двигала не ″любовь″ (с кавычками или без оных), а злобная зависть; для неё было важно склонить к измене м у ж а И м п е р а т р и ц ы, независимо от каких-либо его качеств. Т.е. все эмоции были направлены вовсе не на фаворита, а на Екатерину. -
И как бы я поступила, имея полномочия Императрицы? - Вот уж не стала бы венчать мерзкую парочку! Скорее всего, приказала бы заразить разлучницу вирусом Эбола...
Далеко мне до Екатерины Великой...]
Екатерина Великая очень любила своего внука - будущего императора Александра I Благословенного.
Вы, вероятно, слышали, что Александр I, сымитировав собственную смерть, исчез в неизвестном направлении. Спустя многие годы объявился в Сибири под именем Феодора Козьмича. Сейчас Феодор Козьмич известен как святой праведный Феодор Томский; в соборе Александра Невского [в Новосибирске] есть большая икона Феодора Томского с частицей его мощей.
В начале 90-х мне попалась книга с воспоминаниями о Феодоре Козьмиче. Больше всего меня поразило отношение людей к этому человеку.
Его святость была очевидна ещё при его земной жизни. Но с в я т ы х людей - п о ч и т а ю т, а перед ним - п р е к л о н я л и с ь... Никто не знал, что это - бывший царь, но люди это ч у в с т в о в а л и... Получается, царь никогда не прекращает быть царём, даже если добровольно надевает на себя лохмотья... Царь по своей царской природе вызывает у людей трепетную, благоговейную и пламенную любовь. (Как это контрастирует с той гнусной клеветой, которая лилась на царственных особ почти весь 20-й век!)
Есть у меня и личные воспоминания. В школьные годы мне довелось увидеть написанный маслом большой портрет Великого Князя Николая Николаевича. С картины чуть насмешливо взирал красивый холёный подросток в красивом мундире. И было в его облике что-то такое, что, можно сказать, приводило меня в экстаз. Можно сколько угодно говорить, что царственная кровь сама по себе ничего не значит. Но я воочию видела, что этот юноша - абсолютно не такой, как окружающие меня школьники. И дело вовсе не в красивом мундире и не в телесной красоте. А дело - в царской породе, о которой в те годы я не имела ни малейшего представления. Теперь я понимаю, что, будучи школьницей, я относилась к представителю царского рода именно так, как и следует относиться к царственным особам.
Не помню, сообщала ли я Вам о том, что в Новосибирске существует памятник Александру III. (Это само по себе неожиданно, поскольку Новосибирск - яростно большевистский город.) Об Александре III тоже читала удивительные воспоминания. Не исключаю, что встанет вопрос об его канонизации.
В советское время было принято поливать царей грязью. У некоторых нынешних монархистов проявляется противоположная тенденция - бездумно преклоняться перед всем, что имеет какое-либо отношение к монархии. И то, и другое - плохо. Монархия невозможна без Православия. А вот о Православии - мало кто рассуждает духовно... Очень многих и в Монархии, и в Православии привлекает лишь блистательная внешняя сторона...
11.04.2016
ʺЦарь никогда не прекращает быть царём, даже если добровольно надевает на себя лохмотья...ʺ
Пожалуй, это - самая главная мысль приведённых записок...
Манькова О.А., 30.11.2022