″Се, Жени́х гряде́т в полу́нощи...″

Apr 19, 2022 02:16

Вот и отшумело Вербное Воскресенье с его весёлой толкотнёй - достойная память мимолётного земного триумфа Христа Спасителя ( Read more... )

Необычные мысли, Искусство, Со страниц Священного Писания, Богоподобие человека, Таинственные знаки, Малоизвестные сведения, Молитва, Целомудрие

Leave a comment

tsakaloktonos April 30 2024, 13:37:53 UTC
В околоцерковных кругах нередко бытует странное понимание этой притчи: якобы все девы являются потенциальными невестами Жениха, притом "потенциальными" даже не в смысле возможного выбора одной их них, а в смысле возможного выбора любого их количества. Например:
"Что в данной притче мы можем сказать о мудрости, ведь все девы ждали жениха, верили, что Он заберёт их к себе, но часть из них ошиблась в своих ожиданиях"
https://dzen.ru/a/YocmhYd1fBRgyIWE

На деле, среди этих дев невесты не было вообще. Вот что писал выдающийся церковный деятель архиепископ Никон (Рождественский):

"Тогда ПОДОБНО БУДЕТ ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ, Церковь Христова, сущая на земле, ДЕСЯТИ ДЕВАМ (в то решительное время с членами Церкви Христовой произойдет то же, что случилось с десятью девами, приглашенными на брачный пир), КОТОРЫЕ, ВЗЯВ СВЕТИЛЬНИКИ СВОИ, ВЫШЛИ НАВСТРЕЧУ ЖЕНИХУ, т.е. приготовились встречать жениха, который должен был ночью прийти в дом тестя за своей невестой.
...
ПРИШЕЛ ЖЕНИХ, И ГОТОВЫЕ девы, у которых оправленные лампады горели в руках, ВОШЛИ С НИМ НА БРАЧНЫЙ ПИР, брачный пир начался, И ДВЕРИ ЗАТВОРИЛИСЬ. Между тем, неразумные девы, напрасно поискав елея, ибо в полночь никто не торгует, возвратились к дверям брачного чертога с мольбой - простить им недостаток елея: ПОСЛЕ ПРИХОДЯТ И ПРОЧИЕ ДЕВЫ, И ГОВОРЯТ, взывая сквозь закрытые двери: ГОСПОДИ! ГОСПОДИ! ОТВОРИ НАМ. Они услышали изнутри брачного чертога только приговор о своем отвержении: ОН ЖЕ СКАЗАЛ ИМ В ОТВЕТ: ИСТИННО ГОВОРЮ ВАМ: НЕ ЗНАЮ ВАС, не признаю вас своими; так как вас не было в числе подруг моей невесты. ИТАК, БОДРСТВУЙТЕ, - заключил Господь эту притчу, - бодрствуйте, ПОТОМУ ЧТО НЕ ЗНАЕТЕ НИ ДНЯ, НИ ЧАСА, В КОТОРЫЙ ПРИИДЕТ СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ.
...
Господь «сойдет с неба», сойдет в сопровождении Ангелов, друзей Небесного Жениха, ведя с Собой невесту - торжествующую Церковь святых Божиих и ожидая приветствия со стороны Церкви, еще воинствующей на земле".
https://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdestvenskij/svjatoe-evangelie-ot-matfeja-s-tolkovaniem-svjatykh-ottsov-troitskie-listki/114

Reply

antisovetchina7 April 30 2024, 15:05:09 UTC
"бытует странное понимание этой притчи"
Да, по проискам "рогатых" бывает крайне извращённое понимание Евангельских текстов.
А поскольку "рогатые" усиленно разжигают плотские похоти - в святые Евангельские сюжеты искусственно внедряются мерзкие смыслы, до абсурда, до противоположности искажающие мысль Евангелия...

Reply

tsakaloktonos April 30 2024, 17:45:50 UTC
В процитированном толковании архиепископа Никона этому аспекту также уделено большое внимание:

"Девство, по природе своей, - великое дело; это видно из того, что как в Ветхом Завете оно не было хранимо даже святыми и великими мужами, так и в Новом не поставлено в необходимый закон. Христос не дал о нем заповеди, а предоставил его произволению слушающих. Поэтому и Павел говорит: «Относительно девства я не имею повеления Господня» (1Кор. 7:25). Я хвалю того, кто хранит девство, но не принуждаю того, кто не хочет быть девственником, и совет не делаю законом. Итак, поскольку девство есть дело великое, и многие имеют о нем высокое понятие, то чтобы кто, храня его, не предался беспечности, так, как бы уже все исполнил, и чтобы не стал нерадеть о прочем, Иисус Христос приводит эту притчу, которая может убедить в том, что имеющие девство и все другие добродетели, но чуждые дел милосердия, осуждаются вместе с людьми прелюбодейными, и весьма справедливо: одними обладает плотская страсть, другими сребролюбие. Но плотская страсть и сребролюбие не равны между собой в силе; первая сильнее и мучительнее. Поэтому, чем слабее противник, тем непростительнее побежденные им девы. За это-то Иисус Христос и называет их юродивыми; они, совершив большой подвиг, за несовершение меньшего лишились всего». Впрочем, девство в этой притче Христовой означает не одну только чистоту телесную или целомудрие; в смысле духовном под именем девства должно разуметь исповедание чистой веры христианской, как наоборот, - ересь и богоотступничество можно уподобить нарушению девства. В этом смысле девы в притче означают всех, православно верующих во грядущего судить живых и мертвых Господа нашего Иисуса Христа, всех, ожидающих Его пришествия и надеющихся получить жизнь вечную. Но не все православно верующие живут согласно с той верой, какую исповедуют устами: одни живут по заповедям Божиим и являют веру свою в делах добрых: это девы мудрые; другие остаются христианами больше по имени, чем по душе, живут беспечно, если и делают какое добро, то делают его без участия сердца; это девы юродивые, безрассудные. О, как много среди нас таких полухристиан!.. В том-то и опасность для них, что они думают о себе: «Мы не то, что язычники, в Бога неверующие, мы и веруем по-православному, и делаем кое-что доброе: неужели Господь нас отвергнет? Есть много людей похуже нас»... И в своей беспечности они предаются духовной дремоте, забывая, что у неимущего отнимется и то, что он думает иметь, отнимется и та малая частица благодатных даров Божиих, которая, по милосердию Божию, еще не утрачена ими... Их храмина строится на песке; семя слова благодатного падает у них на каменистую почву, и они кончают жизнь в этом духовном нечувствии..."

Reply


Leave a comment

Up