С юных лет сидела занозой какая-то неразрешенность, что ли, финала булгаковского романа «Мастер и Маргарита».
Неразрешенность судьбы самого Мастера. Что это все значит - отказ Бога от принятия Мастера в Свет, как в Спасение, и просьба к Воланду - пристроить Мастера в Покой.
"...Но тут что-то заставило Воланда отвернуться от города и обратить свое внимание на круглую башню, которая была у него за спиною на крыше. Из стены ее вышел оборванный, выпачканный в глине мрачный человек в хитоне, в самодельных сандалиях, чернобородый.
...
− Он прислал меня.
− Что же он велел передать тебе, раб?
− Я не раб, − все более озлобляясь, ответил Левий Матвей, − я его ученик.
− Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, − отозвался Воланд, − но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются. Итак...
− Он прочитал сочинение мастера, − заговорил Левий Матвей, − и просит тебя, чтобы ты взял с собою мастера и наградил его покоем. Неужели это трудно тебе сделать, дух зла?
− Мне ничего не трудно сделать, − ответил Воланд, − и тебе это хорошо известно. − Он помолчал и добавил: − А что же вы не берете его к себе, в свет?
− Он не заслужил света, он заслужил покой, − печальным голосом проговорил Левий.
− Передай, что будет сделано, − ответил Воланд и прибавил, причем глаз его вспыхнул: − И покинь меня немедленно.
− Он просит, чтобы ту, которая любила и страдала из-за него, вы взяли бы тоже, − в первый раз моляще обратился Левий к Воланду.
− Без тебя бы мы никак не догадались об этом. Уходи.
Левий Матвей после этого исчез, а Воланд подозвал к себе Азазелло и приказал ему:
− Лети к ним и все устрой."
Дальше посланец Сатаны угощает Мастера и Маргариту отравленным вином, убивает, и дальнейшее происходит уже с душами главных героев.
"− Слушай беззвучие, − говорила Маргарита мастеру, и песок шуршал под ее босыми ногами, − слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, − тишиной. Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он подымается к самой крыше. Вот твой дом, вот твой вечный дом. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит.
Они будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи. Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я."
Получается, что Булгаков устами своих героев задает антагонистическую пару - покой противопоставляется свету.
Интересно, что таким противопоставлением Булгаков как бы пытается разрушить изначальную антагонистическую пару - свет/тьма.
Тьма как бы подменяется более мягким и как бы менее отвратительным "покоем". Именно "как бы".
Однако что же зашифровано в этом самом покое? Вечный покой, покойник, отсутствие страстей, движения, позывов и творческой интенции - вот что есть этот воландовский Покой, на который обречен творец-Мастер.
Конечно, от Воланда, как от Сатаны, человеку-творцу, Мастеру, ждать чего-то хорошего - несусветная глупость. Однако Булгаков здесь делает еще один ход, за который роман "Мастер и Маргарита" называют величайшим гностическим романом ХХ века. Ведь на вечный покой Мастера обрекает именно Бог, Создатель.
И тут возникает одно из главных отличий романа Булгакова от "родственного" ему "Фауста". Все же Фауст в конце концов каким-то невероятным способом - но спасается.
А Мастер, в каком-то смысле, преданный Богом, жесточайшим образом уничтожается Воландом.
Ведь для творца Покой - есть убийство творчества. Абсолютный покой, когда даже молекулы и атомы перестают колебаться в кристаллической решетке - это абсолютный ноль по Кельвину - это -273 градуса Цельсия, то есть, страшный холод. Покой в смысле предельного холода - это и лед девятого круга Дантовского Ада.
"...В самом центре Преисподней - ледяное озеро Коцит. Как в аду викингов, тут невероятно холодно. Здесь покоятся вмороженные в лед отступники и главный из них - Люцифер, падший ангел. Иуда Искариот (предавший Христа), Брут (обманувший доверие Юлия Цезаря) и Кассий (также участник заговора против Цезаря) терзаются в трех пастях Люцифера."
Мастер в засаленном ночном колпаке - это бесплодный измучанный человек, мертвый вживе - навечно. Есть ли участь страшнее для творца?
Вечный покой - это равнодушие. Любовь в вечном равнодушии жить не может. Значит, Маргарита тоже обрекается на вечные муки
Можно сравнить Человека Булгакова с Человеком Горького. Что называется, почувствуйте разницу.
"...Идет он, орошая кровью сердца свой трудный, одинокий, гордый путь, и создает из этой жгучей крови - поэзии нетленные цветы; тоскливый крик души своей мятежной он в музыку искусно претворяет, из опыта - науки создает и, каждым шагом украшая жизнь, как солнце землю щедрыми лучами, - он движется все - выше! и - вперед! звездою путеводной для земли...
- Смысл жизни - вижу в творчестве, а творчество самодовлеет и безгранично!
- Иду, чтобы сгореть как можно ярче и глубже осветить тьму жизни. И гибель для меня - моя награда.
- Иных наград не нужно для меня, я вижу: власть - постыдна и скучна, богатство - тяжело и глупо, а слава - предрассудок, возникший из неумения людей ценить самих себя и рабской их привычки унижаться.
- Сомнения! Вы - только искры Мысли, не более. Сама себя собою испытуя, она родит вас от избытка сил и кормит вас - своей же силой!
- Настанет день - в груди моей сольются в одно великое и творческое пламя мир чувства моего с моей бессмертной Мыслью, и этим пламенем я выжгу из души все темное, жестокое и злое, и буду я подобен тем богам, что Мысль моя творила и творит!
- Все в Человеке - все для Человека!
Вот снова, величавый и свободный, подняв высоко гордую главу, он медленно, но твердыми шагами идет по праху старых предрассудков, один в седом тумане заблуждений, за ним - пыль прошлого тяжелой тучей, а впереди - стоит толпа загадок, бесстрастно ожидающих его.
Они бесчисленны, как звезды в бездне неба, и Человеку нет конца пути!
Так шествует мятежный Человек - вперед! и - выше! все - вперед! и - выше!"
Поверив Человеком Горького формулу "вечный покой" = "смерть вживе", можно убедиться в ее справедливости.
Для Горького мещанство, засаленный колпак и прочие атрибуты "покоя" - это античеловек, антисоздатель, антитворец. Это Смерть, как антитеза Жизни, творчеству.
Поэтому, конечно, участь Мастера печальна, несмотря на воспевание Булгаковым мещанского "покоя". Участь Маргариты, вечной спутницы бесплодного и несчастного творца - ужасна не менее.
По сути, выходит, что Бог отрекся от своего Творения, Человека. И Человек тут же уничтожается Сатаной.
Самое страшное, что Бог отрекается от своего творения ни за что, никаких таких супергрехов Мастер не совершает. Отсюда возникает мысль о том, что Всевышний просто не любит человека. Поэтому и позволяет его швырнуть в ледяной ад упокоенности.
А ведь, если нет любви Создателя к созданному им - значит, "творенье не годится никуда", нет утешительности. Значит, человек остается один на один со Смертью, в итоге. А отсюда до Ницше, а затем и до "Вива ля муэрте!" - полшага.
Почему же Создатель, в романе Булгакова, так жесток к Мастеру, к образу и подобию своему, к творческому человеку? Что хотел сказать этим Булгаков?
Ответ на этот вопрос - и есть ключ к творчеству Михаила Афанасьевича. И не только к "Мастеру", но и к другим его произведениям.