Медведев
выступил с программным заявлением, касающимся переспектив развития экономики России.
В сущности, основной смысл сказанного им заключается в следующем абзаце:
«Неприемлемы и предложения в текущих условиях ввести очень жесткое регулирование экономики, вернуться к образцам советского планирования. Именно жесткость советской модели привела к ее краху в условиях современного (постиндустриального) общества. Есть и ряд других идей внешне столь же простых, сколь и опасных: от перехода к мобилизационной экономике, национализации крупных компаний до тотальной распродажи всей государственной собственности.»
Среди обычных песен про «инвестиции, как драйвер устойчивого развития», снова звучит знакомое - никакой мобилизации! Никакого государственного планирования! Табу! Сгинь, нечистая! Страшен даже самый дух сталинщины.
А ведь любая обожаемая Медведевым крупная корпорация (типа Apple, хотя бы) - имеет департаменты стратегического планирования, неразрывно связанного со стратегическим целеполаганием. И сотрудников своих «отжимает» досуха, в совершенно мобилизационном ключе.
Не планируют свою трудовую деятельность лишь грабители и воры, сразу вспоминается знаменитое: "Украл - выпил - в тюрьму!"
Отказываясь от стратегического планирования на государственном уровне, ты либо должен стать суперхищником-пиратом (я просто беру и граблю окружаюших соседей, впаривая им свои бумажки за их золото, чего там особенно планировать?), либо твоя участь - питательный бульон для такого суперхищника. Пока у нас на планете суперхищник один, и это - не Россия.
Правда, тут же Медведев упоминает и еще одну опасность - тотальную распродажу государственного имущества, это что-то новое. Ранее кабинет Медведева такую тотальную распродажу считал панацеей. Мол, сейчас «неэффективное» государство сменят «эффективные» частные руки - и пойдет уж музыка не та.
Но в целом, программа, оконтуренная Медведевым, представляет собой умеренно-либеральную программу, со всеми теми же граблями-наработками ВШЭ, которые уже набили тьму шишек на лбу хилой российской государственности за последние десятилетия.
Кто там говорил - индеец два раза на грабли не наступает? Наступает-наступает. Еще как. И не два, а двадцать два.
Признаём фактическое существующеее ПОЛИТИЧЕСКОЕ давление на экономические взаимоотношения - и тут же ждем инвестиций.
Собираемся «отвечать на вызовы» глобализации капитала - и говорим о том, что продолжим с голым афедроном плюхаться в том же болоте с кровожадными глобально-капиталистическими крокодилами.
Сравните с отрывком из детского стишка «Про Фому» С.Михалкова.
"...Однажды приснился упрямому сон,
Как будто шагает по Африке он.
С небес африканское солнце печет,
Река, под названием Конго, течет.
Подходит к реке пионерский отряд.
Ребята Фоме у реки говорят:
- Купаться нельзя: Аллигаторов тьма.
- Неправда! - друзьям отвечает Фома.
Трусы и рубашка лежат на песке.
Упрямец плывет по опасной реке.
Близка аллигатора хищная пасть.
- Спасайся, несчастный, ты можешь пропасть!
Но слышен ребятам знакомый ответ:
- Прошу не учить, мне одиннадцать лет!
Уже крокодил у Фомы за спиной.
Уже крокодил поперхнулся Фомой:
Из пасти у зверя торчит голова.
До берега ветер доносит слова:
- Непра... Я не ве... - аллигатор вздохнул,
И, сытый, в зеленую воду нырнул."
Ну разве не похоже?
Медведев сказал многое, не ответив, по сути, на один лишь вопрос.
Как может «устойчиво» развиваться суверенное государство «периферийного» криминального капитализма в условиях глобализации и мутировании капитализма, как такового?
Ведь тут либо противостояние с глобальным капиталом, либо белый флаг и утрата суверенитета.
Да, может быть тактика «ни мира, ни войны» - это та тактика, которая не ведет Россию к мгновенному проигрышу. Но отсрочками от открытого противостояния с глобальным капиталом нужно ведь пользоваться. Самостоятельно стремительно развиваясь.
Как тут быть без мобилизации и без направляющей/планирующей роли государства - сложно понять.
В общем, новая-старая программа Медведева - это все то же примирительное мурлыканье перед совокупным Западом - с закрытыми глазами и кверху пузом.