Памятник подвигу Александра Матросова
На сайте Patriarhia.ru можно прочитать
одну из замечательных проповедей Патриарха, в которой звучат такие слова:
«Сопереживание, сострадание приводят человека к действию, которое в конце концов оборачивается тем, что дальние, неизвестные становятся ближними. А если ближними, то, стало быть, речь идет уже о реальной человеческой общности - общности, которую мы называем человеческим обществом. Общность и общество - это слова, имеющие один корень. Не может быть другого возрастания в солидарности, как только взаимная помощь и поддержка.
Я специально использую слова, которые люди обычно употребляют вне церкви. А какие слова мы употребляем в церкви? А мы говорим о единстве духа в союзе мира (см. Ефес. 4:3), мы говорим о служении своим ближним, мы говорим о том, что это дела архиважные не только для того, чтобы изменить к лучшему жизнь людей, но и для того, чтобы открыть перед собой двери Божественного Царства.»
Таким образом, в русской православной традиции четко выведена формула: "Сострадание приводит к общинности, возрастанию в солидарности при взаимной поддержке".
Теперь хочу обратиться к русской светской мысли. Вот что говорит Чехов устами одного из своих литературных героев (1898г.,
рассказ "Крыжовник"):
"...Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье... Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из пятидесяти тысяч живущих в городе ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился Мы видим тех, которые ходят на рынок за провизией, днем едят, ночью спят, которые говорят свою чепуху, женятся, старятся, благодушно тащат на кладбище своих покойников, но мы не видим и не слышим тех, которые страдают, и то, что страшно в жизни, происходит где-то за кулисами. Всё тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания... И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда - болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других. Но человека с молоточком нет, счастливый живет себе, и мелкие житейские заботы волнуют его слегка, как ветер осину, - и все обстоит благополучно."
Здесь в форме "от противного", Чехов говорит буквально о том же. Он говорит про общинность, солидарность, как подлинное счастье человека. Более того, как единственно возможное счастье.
А вот что говорит Карл Маркс в своих "Экономическо-философских рукописях":
"Человеческая сущность природы существует только для общественного человека; ибо только в обществе природа является для человека звеном, связывающим человека с человеком, бытием его для другого и бытием другого для него, жизненным элементом человеческой действительности; только в обществе природа выступает как основа его собственного человеческого бытия...
...Не только богатство человека, но и бедность его получает при социализме в равной мере человеческое и потому общественное значение. Она есть пассивная связь, заставляющая человека ощущать потребность в том величайшем богатстве, каким является другой человек"
Именно в силу созвучия Маркса русской и православной, и светской традиции, мысли - он и был принят Россией. И в силу того, что коллективность русских всегда вытаскивала из любой исторической западни, и в силу того, что идеи Маркса пришлись по душе 90% российского народа (это к вопросу о "Россиикоторуюмыпотеряли, простименямойгосударь")
Именно поэтому так ненавидят русскость, органически комплиментарную коммунизму и марксизму, на Западе, именно об этой комплиментарности пишет русский религиозный философ Н.А.Бердяев:
"...Bcя иcтopия pyccкoй интeллигeнции пoдгoтoвлялa кoммyнизм. B кoммyнизм вoшли знaкoмыe чepты: жaждa coциaльнoй cпpaвeдливocти и paвeнcтвa, пpизнaниe клaccoв тpyдящиxcя выcшим чeлoвeчecким типoм, oтвpaщeниe к кaпитaлизмy и бypжyaзии, cтpeмлeниe к цeлocтнoмy миpocoзepцaнию и цeлocтнoмy oтнoшeнию к жизни, ceктaнтcкaя нeтepпимocть, пoдoзpитeльнoe и вpaждeбнoe oтнoшeннe к кyльтyрнoй элитe, иcключитeльнaя пocюcтopoннocть, oтpицaниe дyxa и дyxoвныx цeннocтeй, пpидaниe мaтepиaлизмy пoчти тeoлoгичecкoгo xapaктepa...
...Oн [большевизм] вocпoльзoвaлcя cвoйcтвaми pyccкoй дyши, вo вceм пpoтивoпoлoжнoй ceкyляpизиpoвaннoмy бypжyaзнoмy oбщecтвy, ee peлигиoзнocтыo, ee дoгматизмoм и мaкcимaлизмoм, ee иcкaниeм coциaльнoй пpaвды и цapcтвa Бoжьeгo нa зeмлe..."
Нельзя существовать с открытыми глазами, и не признавать, что говорят все эти никоим образом не ангажированные цитируемые мыслители, по сути, одно и то же. "Бытие человека для другого человека". Вот чаяния русского народа, вот ключ к подлинному человеческому обществу, называйте его хоть Царство Божие на земле, хоть Царство Свободы. И в этом "ключе", в реализации соответствующего проекта мироустройства заключена вся суть "русского мессианства".
Именно этот ключ подходит к тому замку, за которым спрятана т.н. "загадочная русская душа". Ничего там такого в ней "загадочного" нет. Просто эта русская христианская душа сильно иная, чем душа западного человека, и западного человека оторопь берет от некоторых, ему чуждых и непонятных, русских "фортелей". Которые именно и возникают из некого фундаментального отречения "от себя для себя, но не для других".
В пределе отсюда и
ночной таран Виктора Талалихина, и подвиг Александра Матросова, и переход Суворова через Альпы, и многие, многие тысячи других, не менее славных подвигов, в целом, конечно, укладывающихся в христианское "Положить свой живот за други своя".
Это лишь вариант предельного служения ближнему.
Общность и община, коммуна - однокоренные слова.
Без сострадания, о котором говорит Патриарх, Чехов, Маркс, Достоевский (да и Бердяев тот же) - возможно только предельное разобщение, конкуренция, война всех против всех, то есть - предельный индивидуализм и, как его проекция на общественное устройство - капитализм. Вся суть России, вся ее история - сопротивляется капиталистическому формату существования.
Даже советский строй, наворотивший массу несправедливостей по отношению к верующим людям, по сути куда ближе, чем капитализм, к христианским ценностям, на которых, как на скелете, нарощена плоть русскости.
Поэтому и
верещали о "смене кодов цивилизационного ядра России" разные Ракитовы (советник Ельцина, строившего в России капитализм). И понятно, зачем менять коды ядра. Потому что те коды, которые сейчас находятся в ядре и капиталистические коды - это суть полные антагонисты.
Все мыслители об этом твердят, вся культура России говорит об этом, но шайка временщиков-ВШЭй, оседлавших сегодня управленческие "высоты", с упорством баранов, все твердят, перефразируя Достоевского, о чуде конкуренции, тайне рыночного самоурегулирования и авторитете цивилизованного мира.
Пока в государственном управляющем сегменте не сменится отношение к кодам русского культурного ядра, не утвердится понимание их сверхценности - мы будем двигаться в сторону обрушения государства. Поскольку государство - лишь средство, которым народ длит и развивает свое историческое предназначение, то, убивая народные коды и обрушая, таким образом, народ, временщики пилят сук, на котором сидят.
В финале хочу предложить вам к просмотру крайне интересную лекцию нашего товарища, кандидата филологических наук И. Ю. Роготнева о мессианском сознании в России, как источнике коммунизма.
Click to view