Сегодня 25 лет со дня смерти В.Цоя, лидера гр. "Кино".
Пожалуй, не было в позднем Союзе коллектива, песни которого бы так органично вписались в молодежную среду, мечущуюся в предчувствии катастрофы.
В 60-х молодежь в поисках встречи с Героическим сбегала в горы и на байдарках покоряла северные реки, а молодежи 80-х уже и это осточертело. Уже не грели даже песни В.Высоцкого о людях героических профессий, нефтяниках, спасателях и парашютистах.
Но молодежь так устроена, что образ Героя необходим. И вот тут появился Цой со своей ярко-плакатной, мрачно-героической лирикой.
И это была, пожалуй, самая мощная "бомба" русского рока, рванувшая после "бомбы" того же Высоцкого. Я не сравниваю ни поэтический, ни исполнительский талант этих двух феноменов, но мне кажется, что Высоцкий в какой-то мере передал Цою некий огонь, способность зажигать и вести за собой молодежь.
В целом, передал нечто "прометеевское".
Конечно, разные формы, разная аудитория... Но в целом, именно горение чувствовали толпы на стадионах, собираемых и В.Высоцким, и В.Цоем.
То, что Цоя сейчас с нами нет - тоже само по себе является неким вызовом, и вопросом: "А кто, собственно, возьмет, и передаст этот огонь дальше, от Маяковского к Высоцкому, от Высоцкого к Цою - и в будущее?"
Все здорово у нас и на эстраде, и в рок-тусовке. Аппаратура стала дороже, звук - чище. Только вот Огня не стало. А без героики и Огня любое творчество - это песенки кастратов в гареме. Услаждение слуха, и не более того.
25 лет прошло с той ночной дискотеки в пионерском лагере, на которой мы с приятелями услышали прервавшее веселье объявление - "Погиб Цой".
Дискотека тогда сразу закончилась, как будто какой-то ветер странный подул.
Но иногда я думаю, может, и лучше ему было уйти до полного развала и разложения державы? Поехал ли бы он сегодня на Украину с концертами? Или стал бы рекламировать пылесосы, как ближайший друг Высоцкого - Золотухин?
Как вышло, так вышло. Самое главное - чтобы не прервалась эстафета передачи Огня.
Click to view
Цой - жив.