Стартует национализация? Пока в Крыму

Mar 10, 2015 11:10



В наш лексикон возвращается слово "национализация"?

Как мы знаем, в Российской Федерации, согласно ст. 235 Гражданского Кодекса РФ, национализация должна проводиться в порядке, установленном федеральным законом.

  • ст. 235 ГК РФ: Обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном статьей 306 настоящего Кодекса.
Однако, поскольку такой закон до сих пор не принят, национализация в России проводиться не может. На практике же это относится лишь к безвозмездной национализации, то есть к безвозмездному отчуждению в пользу государства частных активов.

Полный или частичный выкуп государством вполне возможен на основании обычных договоров купли/продажи. Нужно понимать, что выкуп приватной собственности государством - всегда имеет две стороны. Здесь и различные маневры со стоимостью активов со стороны собственника их, и коррупциогенные факторы со стороны чиновничества. То есть частному собственнику всегда выгоднее продать государству (возмездно национализировать) убыточную часть активов, и окончательно приватизировать высокоприбыльную их часть.

Из года в год продолжается эпопея с вялыми попытками провести через Госдуму закон о национализации, а воз и ныне там.
Но тут интересные вести пришли из Севастополя. Может ли быть такое, что Крым и Севастополь выступают, как «обкаточная база» для процесса национализации частных зарубежных активов в государственную собственность?



Губернатор Севастополя Меняйло С.И.

  • 28 февраля, на внеочередное заседание II сессии Законодательного собрания Севастополя, инициированном губернатором города С. Меняйло, вынесен вопрос о национализации 35 предприятий, которые были уведены у Севастополя в частную собственность в "украинский период". В их числе - Севморзавод, завод "Парус", завод "Металлист", яхт-клуб "Золотой Символ", Молокозавод, Завод безалкогольных напитков, Хлебозавод, Хладокомбинат, Мясокомбинат, Севастопольгаз, Фирма "Золотая Балка", Инкерманский завод марочных вин и другие предприятия. Губернатор Севастополя отметил, что вопрос согласован с федеральной исполнительной властью. Он заверяет, что правительство Севастополя готово взять на себя финансовые обязательства перед сотрудниками этих предприятий. По его оценке, их не более 500 человек. Как сообщил представитель правительства Александр Свечников, вчера таким образом были национализированы около 250 предприятий в Крыму.
Интересно, каким образом такая безвозмездная национализация соответстует законодательному полю Российской Федерации? Ведь закона же такого нет? То есть, все эти предприятия в соответствии с законодательным полем РФ, можно лишь ВЫКУПИТЬ у их владельцев. Не нарушается ли в случае изъятия этой собственности в пользу государства статья 35 Конституции РФ о частной собственности? Пункт 3 этой статьи гласит:

  • Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Шо, таки уже был суд? Или равноценное возмещение? Это я все не к тому, что не нужно национализировать уворованное, по факту, у государства. Это я к тому, что законодательное наше поле, слепленное по западным лекалам, и под чутким руководством западных же консультантов - крайне затрудняет саму возможность безвозмездного изъятия в госсобственность частных активов. Еще интересное:

  • Постановлением Правительства Севастополя национализированы Севморзавод и ГП Конструкторское бюро радиосвязи" Сегодня, 28 февраля, практически за час до полуночи на внеочередном заседании Правительства Севастополя было принято постановление о некоторых вопросах национализации имущества. Собственностью города объявлен Севморзавод и ГП "Конструкторское бюро радиосвязи". "В целях восстановления социальной справедливости, обеспечения безопасности, бесперебойного функционирования предприятий, имеющих важное стратегическое значение для города Севастополя, в защиту прав трудовых работников предприятий, а также для эффективного использования и развития объектов городской инфраструктуры, руководствуясь федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года № 6 ФКЗ о принятии в РФ республики Крым и города федерального значения Севастополя…" Правительство Севастополя постановило считать собственностью города движимое и недвижимое имущество Севморзавода, принадлежащего президенту Украины Петру Порошенко. Собственностью города становятся движимое и недвижимое имущество, имущественные права и нематериальные активы следующих предприятий, имеющих отношение к Севморзаводу..."
А как там с принципами социальной справедливости согласуется приватизация Норникеля? Российской нефтянки? И прочих тысяч предприятий РФ? И, если уж вы принцип социальной справедливости ставите во главу угла - ну давайте же и это обсуждать тоже. А то, значит, Порошенко жулик и вор, а Дерипаска - честный фраер? Как в рамках единой системы ценностей можно уложить эти два факта? И что, частное владение не всегда, как выясняется, способствует "эффективному использованию и развитию" активов? Если это не покушение на священную корову ВШЭ - на рынок, конкуренцию и частную собственность - то что же это тогда? Далее.



врио главы Республики Крым Аксенов С.В.

  • Государственный совет Крыма принял решение о национализации всего имущества губернатора Днепропетровской области Игоря Коломойского на территории республики, сообщил врио главы республики Сергей Аксенов. «Коломойский является в том числе инициатором и финансистом мероприятий, которые проходят сегодня на Юго-Востоке Украины, где убивают наших сограждан, поэтому наше моральное право и наш моральный долг провести такую национализацию», - сказал Аксенов на заседании парламента. Принадлежащее Коломойскому имущество будет продано с открытых торгов. Из вырученных средств будут погашены долги по вкладам более 700 тыс. рублей клиентов
Интересный момент - глава субъекта РФ связывает мораль и необходимость национализации.
То есть, сугубо этическую категорию с сугубо юридической. Это очень сложно связать воедино, на самом-то деле, поскольку теплое с мягким уж больно разные категории.
Но, поскольку четко прописанного законодателями поля «национализации» не существует, приходится подключать «надзаконные» рычаги управления - такие, как "моральное право". Это довольно скользкая практика в условиях отсутствия четкого понимания того, куда направлен вектор строительства государства. Кстати, тут камень в "огород" КПРФ. За 25 лет во власти хотя бы закон можно было протолкнуть? Не закон об ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ немедленной национализации всего, а закон, упорядочивающий сам процесс безвозмездного отчуждения собственности.

Что же до изъятия собственности на основании "морального права" - если мы строим либеральную экономику, рассчитывающую на щедрого западного или иного инвестора - то такие вот «фортеля» - они не добавят никак привлекательности для него.

Это я все к чему? Да к тому, что если опыт Крыма будет ярким и громким выстрелом на фоне все усиливающейся либерализации экономики - то серьезные инвесторы в Россию и в Крым никогда не пойдут. Зачем им зависеть от какой-то «морали» в отсутствие четкого поля законов? Зато международные аферисты типа браудеров вполне могут полезть. А оно нам надо?

С другой стороны, опыт Крыма и Севастополя вполне может стать неким условным прецедентом, опираясь на который вполне можно начать выводить из под иностранной юрисдикции крупные российские предприятия.

И все едино, на этических принципах национализацию можно осуществлять только в революционных условиях. А субъекта революционных изменений пока на горизонте не просматривается. Ну не КПРФ же это, в самом деле. Значит, депутатскому корпусу Государственной Думы, во избежание анархии, придется законодательно обеспечивать норму, прописанную в Гражданском Кодексе РФ. И чем быстрее, тем лучше.

законы, госдума, Севастополь, национализация, Крым

Previous post Next post
Up