...А относительно танков в СССР перед войной: 30120 танков - это общий выпуск боевых гусеничных машин начиная с 15-ти Рено русских выпуска 1920-21гг.!
Можно, конечно, ещё и трофеи гражданской войны сюда присчитать... Тогда ещё несколько десятков стальных корпусов бывших танков нашлось бы.
Из них к 1941-му году:
- наследство интервентов уже, конечно, списали вместе с сормовскими Рено;
- весь парк танков Т-18 и средних Т-24 (все 25 штук, на германских фото трофеев один танк мелькнул, как и закупленный для испытаний древние Виккерс-медиум с 8мм бронёй!) передан или инженерному управлению для использования в качестве пушечных (перевооружённых 45мм пушкой) или пулемётных бронированных огневых точек в УРах - или ОСОАВИАХИМу для подготовки молодёжи (есть данные о выдаче 9-ти штук бывших ОСАВИАХИМовских Т-18 на пополнение в ходе битвы под Москвой). В любом случае по учету АБТУ эти танки (общий выпуск Т-18 962 штуки (+25, +15) весной 1941г. уже не проходили. Тыщу из тех 30000 уже нашли однако!
- весь парк танкеток Т-27 (общий выпуск 3110 штук) тоже как танки уже не учитывался, хотя их в армии ещё числилось чуть меньше 2500 штук. На мой взгляд, это справедливо. Тягачи "комсомолец" за танки не считают, а ведь они получше Т-27 будут, в том числе и как пулемётовозы. Ну вот, ещё три тыщи нашлось!
- поставки за границу: кроме Испании и Китая танки поставляли в Турцию (однобашенные Т-26) и в Монголию (данных не имею). Если монголам дали не меньше, чем Чан-Кай-Ши, тогда получим, что порядка 600 танков поставлено за бугор. Заметная убыль.
- Потери: тут не 500 танков пропало, а намного БОЛЬШЕ! По данным Коломийца после заключения мира на месте гибели 34-й ТБр севернее Ладоги провели инвентаризацию танков БТ на месте "котлов". Нашли 117 танков. Однако ремонт НЕ ИМЕЛ СМЫСЛА: финны срезали автогеном подбашенные коробки и башни сняли не считая прочего. А 11 танков и вовсе не нашли. Итого - только по 34-й бригаде имеем безвозвратных потерь 128 танков + 8 машин стащили на СПАМ. И насколько они были ремонтопригодны?
По данным Широкорада только на Карельском перешееке 7А и 13А (без учёта упомянутой 34-й бригады и других частей сражавшихся севернее Ладоги) потеряли:
- от артогня 955 танков;
- на минах 378 танков;
- сгоревшими 426 танков;
- утонувшими 110 танков;
- пропавшими без вести (утащенные финнами) 35 танков.
Всего боевых потерь 1904 + 1275 танков составили технические потери.
Понятно, что танки чинились и одна машина без проблем могла попасть в статистику и два раза, но с общим итогом ЗАЯВЛЕННЫХ ШТАБАМИ безвозвратных потерь в 358 танков согласиться никак не могу.
Утонувшие, в том числе в Финском заливе танки, захваченные финнами и сгоревшие машины починить нельзя НИКАК! А это уже 571 танк! Плюс повреждения от артогня и от фугасов для лёгких танков тоже часто фатальны... Починить-то можно - да бывает, что смысла НЕТУ... Тяжёлый танк СМК после подрыва на фугасе с тяжёлыми повреждениями тоже эвакуировали после войны с превеликим трудом, но приказ о починке не выполнили! Ни асилили...
А ещё Халхин-Гол с лихими атаками целых ТБ без пехоты и без артиллерийской поддержки, Хасан и сентябрьский поход тоже внесли свою долю потерь...
Да потери от эксплуатации в ходе учебного процесса...
Очень немало получится танков на списание.
Так что терялись лёгкие танки в боях буднично ещё до 22.06.1941г.
Относительно 22413 (или 22702 по др. данным) включая "сильно могучих" плавунов Т-37/Т-38/Т-40 (3587 единиц однако!), учтённых АБТУ танков - лучше, чем Свирин в главе "По порядку рассчитайсь!" из его книги "Броневой щит Сталина" (Яуза 2006г.) мне не сказать...
Так что цифра в 12000 боеспособных машин по состоянию на 22 июня по-любому близка к реальному состоянию танкового парка Советского Союза.
К слову, в журналах БД ТД и МД графа "оставлены в парке за неисправностью" и "оставлены на маршруте за невозможностью починки или БЕЗ ГСМ!" весьма значительна и часто ВЫШЕ боевых потерь!
На этом фоне 5164 танка и САУ германского производства с "довеском" из 952 чешских танков обр.1935г. и обр.1938г. смотрятся очень неплохо, ПОСКОЛЬКУ:
- обеспечены грамотным персоналом, запчастями и органами эвакуации и ремонта;
- имеют ДОСТАТОЧНО автотранспорта для снабжения моторизованных частей;
- применяются совместно с другими родами войск опытными начальниками.
И это даже без учёта применения вермахтом французских трофеев + чешский и польский нестандарт, коим тоже гансы не побрезговали!
На столь безрадостном фоне ускоренное формирование в СССР 29-ти(!) мехкорпусов по 1058 танков в каждом выглядит голимым ВРЕДИТЕЛЬСТВОМ не только потому, что танков для такой ГИГАНТСКОЙ, достойной лишь проклятого Тухачевского с его запросом на 100.000 танкеток в течение ГОДА(!) попросту НЕТУ!
И не и только потому, что ВСЕ танковые войска РККА в 1941-м единовременно переформировывались с неизбежным при этом бардаком!
ЛЮДИ - ГДЕ!?
ТРАНСПОРТ - ГДЕ!?
В 1939-м году выяснилось на практике, что мехкорпусом из трёх бригад на 500-ах танках командовать НЕКОМУ! Ибо штабы не справлялись с организацией не то что боя - МАРША! И, естественно, снабжение корпуса (их всего было ЧЕТЫРЕ корпуса!) в отрыве от главных сил... провалили. А в 1941-м году "народились" командиры и штабы "возросли", чтоб рулить 29-ю корпусами!
Товарищ Жуков повелеть изволили - ну те тотчас же и "народились".
А на реальной войне страна потянула только ШЕСТЬ танковых армий при штатном числе в них танков МЕНЬШЕМ, чем в довоенном мехкорпусе... Хотя по числу единовременно с танковыми армиями воевавших отдельных ТК, МК и отдельных ТБр можно было еще 3-5 танковых армий сформировать... Да только опыт войны удержал от глупостей.
То есть на уровне корпусов с управлением - не есть хорошо. Причём - об этом было известно ЗАРАНЕЕ!
На уровне дивизии - получше, но тоже печально... А кого поставить командовать 149-ю четырёхбатальонными танковыми полками (как в прежней бригаде, однако!), если всех комбригов на дивизии выдвинуть? Комбатов поднять? Типа если не укомплектовать полки по штату, и так сойдёт... Не сошло.
Итак, командными кадрами программу обеспечить было ТРУДНЕЕ, чем боевыми машинами. А инженерно-технический состав? Ещё хуже! Значение ремонтников в верхних штабах у нас и вовсе не представляли.
Да и зачем? Ведь на Карельский перешеек в ходе финской войны выезжали бригады спецов с заводов-изготовителей... Благо близко заводы-то! Однако уже на советско-германский фронт командированными ленинградцами было не обойтись.
И ещё. Экипажи новые танки элементарно не успевали освоить. Не знали их. Было, что и бензином Т-34 заправляли с фатальным эффектом. И патронов к дивизионной пушке и тем более к 152мм гаубице до того танкисты не заказывали... Зря новые танки вообще дали в приграничные округа. Надо было на их в тыловых округах людей готовить, роты и батальоны сколачивать. Печаль.
Автотранспорт.
Страшная проблема была: не только мало автомашин ПО ШТАТУ было - качеств необходимых они не имели:
- спец машин: ТЗ и автоцистерн под ГСМ, реммастерских, самоходных станций зарядки аккумуляторов слишком мало;
- машин полноприводных вовсе не имели, трёхоски 6х4 считались машинами повышенной проходимости, но и их не хватало;
- с машинами большой грузоподъёмности тоже плохо;
- тягачей для дивизионной артиллерии взять - опять провал, а с\х трактора маршевую скорость тогдашних Т-26 выдержать не могли;
- полугусеничников вроде немецких тоже не было, бились о фрикционный привод резино-тканевых гусениц, а это тупик...
Печаль.
Что ведь обидно-то! И БТР на шасси Т-26 сделали и испытали задолго до войны. И арттягач на шасси Т-26, способный хоть и штатную трёхдюймовку тянуть, малой серией, но выпускали. И СУ-5-2 с 122мм гаубицей для дивизионного артполка в малосерийке была. И опыты с зенитным автоматом на шасси т-26 проводили.
И стоила эта матчасть ДЕШЕВЛЕ штатного Т-26 - при том, что при поддержке мотопехоты и артиллерии и используя лёгкие танки воевать можно...
НО НЕ ДАЛИ Ж ЗАКАЗА!!!
Даёшь танки! И побольше, побольше... А вспомогательная техника - идёт на...!
Какие тут могли получиться мехкорпуса-гиганты в 1941-м... Слов нет, только буквы.
Автор:
Александр Попов.