С господином
Аббакумовым И.Н. я в приятельски-виртуальных отношениях. Поскольку взляды у нас на многое, происходившее после распада СССР, общие. В виртуальных - поскольку мы, в офф-лайне, ни разу не виделись. Хотя, подозреваю, он превосходно осведомлен и о моей фамилии, и об имени-отчестве.
Но ценю я его как сильного публициста. В качестве примера - текст под катом. Его авторства.
НЕ ДЕЛАЙ ЭТОГО!
Зачастую, лучше ничего не делать, чем делать плохо. Русская история конца 19 - начала 20 веков это подтверждает весьма убедительно. Начавшаяся в 1904 году Русско-японская война, имела свою предысторию. Зная ее, можно только удивляться слепоте и близорукости тех людей, которые принимали решения, вызывавшие далеко идущие последствия.
Итак, в 1891 году, началось строительство Транссиба. Полезность этого мероприятия ни у кого не вызывает сомнений. Повысить транспортную связанность Центра с окраинами явно было нужно. Работы по строительству магистрали, велись по-стахановски. И давали повод важно надувать щеки: "Могём ведь! Когда захотим!" Мочь-то можем, вот только о внешней политике забывать не след. В 1895 году, произошло событие, сильно повлиявшее на дальнейшую политику Российской Империи. А что произошло? Империя Цин осталась без армии и флота. Почему? Да потому, что потерпела поражение в Японо-китайской войне. Последствиями этого поражения, явилась угроза появления сильного противника у наших границ. К счастью или беде, но Японии в тот раз не дали закрепиться на материке. Причем не только Россия это постаралась делать. Вся Европа трудилась над этим вопросом. Казалось бы, дела для России складываются чудесно. Весь мир не желает, чтобы на материке возник обширный плацдарм, находящийся под контролем Страны Восходящего солнца. Можно смело приходить сюда и брать эти беззащитные территории под свой контроль. А оказалось что нельзя. России ясно намекнули, что Японию кормят не просто так. В случае нужды, появление ее армии на материке, протестов и противодействия не вызовет. Гнусные намеки проигнорировали. А чтобы подстраховаться, заключили с Китаем один интересный договор
"Союзный договор между Российской империей и Китаем (империей Цин) был подписан в Москве 22 мая (3 июня)1896 года. В случае нападения Японии на любую из сторон, а также на Корею, подразумевал совместные военные действия против агрессора".
Вы об этом не знали? А почему тогда боевые действия в Русско-японской войне развернулись на территории Китая? Вот в соответствии с этим договором, мы и защищали целостность и суверенитет Китая и Кореи на этой войне.
Хорошо, скажете вы, а где тогда были китайские войска? Почему они не оказали никакой помощи своему союзнику? А они были повторно уничтожены. И не кем-нибудь, а войсками целой коалиции, в которую входила и Российская Империя.
Средств на восстановление армии и флота у империи Цин не было, в связи с необходимостью выплачивать огромные репарации победителю. Тем не менее правительство Китая могло воссоздать армию, если бы получила кредит. Вот только кредита на это никто не дал. В том числе и Россия. Более того, дальнейшие действия России, вызвали недовольство в Китае.
В ноябре 1897 года Германия заняла китайский Циндао и начала переговоры о его долгосрочной (на 99 лет) аренде у Китая.
Мнения в российском правительстве о реакции на захват Циндао разделились: министр иностранных дел Муравьёв, поддержанный военным министром Ванновским, выступил за то чтобы, пользуясь благоприятным моментом, занять китайские порты на Жёлтом море Порт Артур или Далянь-ван, аргументируя это желательностью для России получения (незамерзающего) порта в Тихом океане на Дальнем Востоке. Против этого выступал министр финансов Витте, указывая что из этого факта (захвата Германией Циндао):
... никоим образом нельзя вывести заключения, что и мы должны поступить точно также, как Германия, и сделать также захват у Китая. Тем более такого вывода нельзя сделать потому, что Китай не находится с Германией в союзном отношении, а мы находимся с Китаем в союзе; мы обещались оборонять Китай и вдруг вместо обороны мы сами начнем захват его территории".
Николай II, после некоторого колебания, поддержал предложение Муравьева, и 3 (15) декабря 1897 года русские военные суда встали на рейде Порт-Артура.
Вот так! Где это видано, чтобы страна, обещавшая помощь и защиту, в момент, когда эта защита потребовалась, сама захватила у союзника часть территории?
Китайцам сперва было объявлено, что русские суда с войсками "пришли защищать Китай от немцев и как только немцы уйдут - и мы уйдем"... Но вскоре китайское правительство от своего посла в Берлине узнало, что мы действуем по соглашению с Германией и поэтому начало к нам относиться крайне недоверчиво".
Обычно принято демонизировать Витте. Вот только в этой истории он единственный, кто пытается вести себя порядочно. И все равно, истинные виновники на коне и в белом, а на Витте принято вешать всех собак.
А дальше, сказав "А" пришлось говорить и "Б". в 1897 году, встал вопрос о том, где пройдет трасса Транссибирской магистрали.
С восточной стороны Транссиб был доведен от Владивостока до Хабаровска, где строительные работы затормозились необходимостью возведения огромного моста через Амур. С западной стороны железнодорожные пути были доведены до Забайкалья.
При начале работ над прокладкой Транссиба рассматривались два варианта её прохождения из Забайкалья на восток. По первому варианту магистраль должна была пройти вдоль берега Амура и российско-китайской границы до Хабаровска, а по второму - через Маньчжурию к Тихому океану. Второй вариант рассматривался ещё во время проектирования Сибирской железной дороги, когда обсуждалась возможность её прокладки от Иркутска через Кяхту в Монголию, далее через Китай в российское Приморье
Сторонники варианта прохождения Транссиба вдоль Амура обосновывали его последующим ростом возможностей экономического и социального развития российских территорий Восточной Сибири и Дальнего Востока.С. М. Духовский, бывший Приамурским генерал-губернатором в период 1893-1898 годов, заявлял, что даже в случае присоединения Маньчжурии к Российской империи - важность для России Амурской железной дороги оставалась бы огромной, как и её "колонизационное и базоустроительное значение". Он подчеркивал, что ни в коем случае нельзя прекращать намеченное ранее строительство железнодорожной линии вдоль Амура.
Сторонником Маньчжурского варианта был министр финансов С. Ю. Витте, считавший, что железная дорога будет содействовать мирному завоеванию Маньчжурии.
Как видно из этого, и Витте грезил завоеваниями. О том, как это воспримут сами китайцы, никто не подумал. А те делали свои выводы. Очень нехорошие для нас выводы. А кое какие истины им нашептали и наши европейские "друзья". И не только нашептали. Свои меры собратья по белой расе тоже приняли.
В 1898 году, началось "боксерское восстание" против европейского засилья, поддержанное правительством Империи Цин. Считается, что направлено оно было против всех европейских хищников. В итоге, так оно и было. Вот только до 1900 года, главные усилия "боксеров" были направлены против России. И воевали с повстанцами только русские войска. Это вызывает подозрение, что здесь дело было нечисто. Европейцы, которые обычно оперативно реагировали на подобные бунты, целых два года не вмешивались в эти события. А резня шла не слабая. Повстанцы уничтожали не только русских. Те китайцы, которые были лояльны русским, уничтожались с не меньшей беспощадностью. А таких, кто видел в русских не агрессоров а союзников, было немало.
В итоге, в результате этой бойни, мы потеряли тех, кто мог быть нашей опорой в этих краях. А ведь веди мы себя тактично в отношении Китая, то в 1904-05 годах, японцам мало что обломилось бы. И те, кто воевал с нами, могли тоже быть нашими союзниками. И пусть китайская регулярная армия была слаба и ненадежна, но ведь ихэтуани делом доказали, что патриоты в Китае есть и в немалом числе. Именно эти люди, если бы видели в нас союзников, могли сильно осложнить действия японской армии в Манчжурии. Народная война, ведущаяся при поддержке регулярной армии - вещь страшная. Тыл японской армии был бы неустойчив. Да и японская агентура не сумела бы себя так вольготно чувствовать. Уж китайцы сумели бы ее ликвидировать, не прибегая к помощи русской контрразведки.
С особым старанием, ихэтуани уничтожили построенную нами КВЖД. И это логичный для них шаг. Орудие мирного завоевания, это в первую очередь орудие завоевания.
Правда, потом ихэтуани перешли некую грань - взялись за остальных европейцев. И сразу возмущенный вопль: "Мы так не договаривались! Мы ведь нанимали вас для того, чтобы вы резали только русских!" А за воплями, последовали действия. Мгновенно возникла коалиция из восьми держав. Стоило ей возникнуть, как цинское правительство, которое до этого лояльно относилось к повстанцам, моментально их слило. И это тоже показательно.
В итоге, "боксерское восстание" задавили и наибольший вклад в это дело внесла Россия.
Мы сами, своими руками, похоронили то хорошее, что было достигнуто в результате развития русско-китайских отношений. До 1897 года, китайцы видели в нас не врагов, а союзников. Ведь именно Россия выгнала японцев из Порт-Артура в 1895 году. Именно Россия, ранее обуздывала как могла европейских хищников, ринувшихся грабить Китай. И все это было разом похоронено. И это сказалось на ходе дальнейших событий.
ПОСЛЕДСТВИЯ И АЛЬТЕРНАТИВА.
Последствия столь недальновидной политики, сказались весьма скоро. Вы не забыли, что согласно Московского договора, мы обязались вместе с китайцами защищать Корею?. А зачем это вообще понадобилось?
Опыт Японо-китайской войны 1895 года, показал: для того чтобы японские войска оказались на территории Маньчжурии, им сперва нужно высадиться в Корее. И какой бы японцы не имели для этого флот, но захват этого плацдарма у противника, снабжающего свою группировку по суше - задача трудно выполнимая. Похоронить при этом свои экспедиционные силы, вполне возможно. В Японии это прекрасно понимали и приняв позу покорности, их дипломаты начали умолять европейские державы не допустить саму возможность ведения боев на территории Кореи. И Европа с радостью откликнулась на эту просьбу.
Можно писать целый роман о том, как старались наши "белые братья", чтобы на территории Кореи не появились ни русские, ни китайские войска. Они обеспечили "нейтралитет" Кореи и закрыли свои глаза на то, что японцы нагло наплевали на этот нейтралитет. Впрочем, нейтральный статус Кореи во время войны, стал тяготить японцев. Надавив как следует на правительство Кореи, они добились того, что Корея с 1905 года стала враждебным для нас государством. Войск своих на войну с нами, Корея не посылала, но отныне ни торговый, ни военный русский корабль, не мог найти убежища в портах этой "нейтральной страны".
Китай, тоже в свою очередь, стал весьма странно выполнять заключенное в Москве соглашение. Вместо того, чтобы совместно с русской армией выступить на защиту своей территории от японских войск, как требовал того договор, он объявил о том, что является нейтральной страной.
Вот так!
Вы спросите, а мог ли быть толк от союза с Китаем? Отвечаю: Мог быть! И не маленький. Хоть Китай и пребывал в жалком состоянии, но какое-то влияние на события в этом регионе он оказать мог и эта поддержка была бы для нас ценной. Не пришлось бы со своими проблемами разбираться в одиночку. В реальности, нам не хватало в ту пору войск и войска те были не самые лучшие. Как бы нам пригодилась помощь даже слабой китайской армии и иррегулярных сил состоящих из китайских добровольцев. И китайские приморские города, могли стать местом базирования и ремонта для наших кораблей. Например для Второй Тихоокеанской эскадры. А еще пунктами снабжения. Все это усиливало наши позиции в регионе, а японцам наоборот, доставляло нешуточные проблемы.
А мог ли быть у китайцев стимул для участия в этой войне? Мог быть!
Китайцы в ту пору вовсе не радовались успехам Японии. Более того, они ненавидели эту страну-выскочку. Патриотов, готовых положить жизнь за свою страну, среди китайцев хватало. И если для нас Порт-Артур стал городом нашей воинской славы, то для китайцев той поры он был символом скорби.
""Люйшунь заняла Япония, захватившая в крепости огромные трофеи. Японские войска устроили в Люйшуне беспощадную 4-дневную резню под предлогом того, что в городе были обнаружены останки пленных японских солдат, захваченных войсками Сюй Бандао во время вылазки. По китайским оценкам, погибло около 20 тысяч мирных жителей, независимо от пола и возраста. Из всего населения города, по словам Фредерика Вильерса, оставили только 36 человек, которые должны были захоронить трупы погибших. На их шапках по приказу японского командования было написано: "Этих не убивать". Сбор тел продолжался в течение месяца, после чего по приказу японцев огромную гору тел облили маслом и подожгли, поддерживая огонь в течение 10 дней. Пепел и обгоревшие кости были захоронены у подножия горы Байюйшань в 4 больших гробах с восточной стороны горы. В настоящее время это место известно под названием "Могила 10000 сохранивших верность".
В 1904 году, все это было на памяти современников и участников событий. Так что был у китайцев мотив, для оказания действенного сопротивления японским войскам. Быть то он был, но Русско-японская война, так и не стала войной по защите Китая. Мы остались в одиночестве. А все потому, что настроили против себя тех, кто был неравнодушен к судьбам своей страны. Наиболее активную часть этих людей, мы перебили незадолго до войны с японцами. А прочие уже поставили знак равенства между русскими и японцами. Помогать что тем, что другим стало незачем. Пусть сами разбираются между собой! Результат всем известен.
Но был еще один эффект от проявленной глупости:
"Завершение сооружения КВЖД сразу же увеличило достоинства положения Маньчжурии, превратив эту отсталую территорию в экономически развитую часть империи Цин. К 1908 году, за неполные 7 лет, население Маньчжурии выросло с 8,1 до 15,8 млн человек за счёт притока из собственно Китая. Развитие Маньчжурии пошло такими стремительными темпами, что уже через несколько лет Харбин, Дальний и Порт-Артур по населению обогнали дальневосточные российские города Благовещенск, Хабаровск и Владивосток. Избыток населения в Маньчжурии привел к тому, что летом десятки тысяч китайцев ежегодно перебирались на заработки в российское Приморье, где по прежнему не хватало российского населения, что продолжало тормозить развитие края.
А почему наше правительство так глупо себя вело? Смена подхода к решению возникших на Дальнем Востоке проблем, удивительным образом совпала с потерей самостоятельности России в вопросах ведения внешней политики. Петербург попал в зависимость от Парижа. И в эту ловушку, наша верхушка лезла с радостным повизгиванием. Теперь не она, а иностранные кредиторы диктовали линию поведения. Правящие круги, перестали быть русскими по духу людьми и стали настоящими европейцами. А европейцу интересы России не дороги. Ему французский балет всегда дороже благополучия аборигенов России. Именно тогда, когда царский двор окончательно европеизировался, он стал пренебрежительно относиться к "этим макакам". В итоге получил и Порт-Артур и Цусиму.
Значит, для того, чтобы не пришлось переигрывать в своих фантазиях Цусимское сражение, нужно было, в первую очередь" остаться русским человеком. Все остальное произошло бы не так трагично.
От Антисемита. На картинке - японский трофей, захваченный ими и поставленный на службу китайский броненосец "Чин-Иен". Который вполне себе потом участвовал и в русско-японской, под флагом Микадо.