Искусство не принадлежит народу. Если это настоящее искусство, оно принадлежит вечности.
В своё время, литовский националист облил кислотой картину Рембранта "Даная". Поскольку она была в "москальском" музее, в Эрмитаже. А тому хотелось, "чтобы русня страдала".
Межушные ганглии литовца не могли додуматься, что эта картина принадлежит всем. Чехам, венграм, англичанам и французам. Просто место её хранения было в СССР. Только и всего.
Еще хуже с мозгами было у экоактивиста. Который сегодня покусился на "Мона Лизу". В гугле его забанили, да. Ведь всем известно, что предусмотрительные французы её оградили от покушений бронебойным стеклом. Которое этот самый активист таки пытался разбить. Что
характеризует его умственные способности.
А так предусмотрительный чел. Замаскировался под инвалида-колясочника. Бабушку-старушку. От бабушек же чуть меньше ожидают реррористических актов, стрельбы, перфоманса всякого. В том числе - и с тортами.
Но я не про глупых экоактивистов, которые - в любом случае - перманентное зло. Не про маньяков-геростратов. Я про вечность.
Про ту самую, которой принадлежит искусство. Сегодня я задумался, а вечность - это сколько? Конечно, первым делом пришло в голову традиционное: фараоны и древнеегипетское искусство.
К слову. Я не был в Египте. Не был в Британском музее. Но мне хватает и Лувра. Так что могу сказать, что что-то подлинное, из Древнего Египта, я таки видел.
Но! Давно ли сокровища гробниц фараонов увидел наш мир? Вот то-то же. Они лежали там, и о них никто не знал. Или сокровища Помпей? Я подумал и согласился сам с собой. Действительно, есть мировой историко-культурный процесс. И если объекты культуры в нём не усатвуют, то их, реально, и нет.
И ещё. Средневековым гобеленам, или персидским миниатюрам четырнадцатого века мало быть найденными. Они должны ещё попасть в музеи, о них должны нам рассказать некие специалисты. Собственно говоря, "Чёрный квадрат" потому и "Черный квадрат", поскольку не просто картина, не просто предмет, а имеет некоторую историю. И восприятия, и описания. Вот эта история и делает некий объект творчества принадлежащим вечности.
Я простоял, перед картиной "Герника", довольно долго. Что до меня не дошло, если брать только изображение, без его культурного ореола, почему это она антифашистская. Ну вот ничего не дошло!!! Абсолютно. Решил - искусствоведам - виднее.
Кстати. Когда стоял перед "Моной Лизой", то меня фраппировали маленькие размеры картины. И да, барьер перед ней, без оптики, совершенно не позволял разглядеть детали. Очевидно же, есть более равные. Есть менее. Искусствоведам, знать, позволено больше.