О русской идее и русской идеологии. И русской духовности тоже, но немного...

Sep 20, 2017 12:24

То, к чему пришел, после многих лет пути, Антисемит. В догонку к вот этому моему посту.

Русская идея, она реальна, или как? Существует ли какой-то особенный русский мир и отличный от прочих народов, заселяющих нашу планету, русский путь?



Собственно говоря, идея того, что русский народ резко чем-то отличается от всех прочих, была официально поддержана российским государством в самом начале ХIХ века. Граф Семен Семенович Уваров считается автором так называемой "теории официальной народности". Кто не читал и ничего об этой теории не знает, вам сюда. Хотя и там почти ничего нет по теме.

Кстати,  на картинке справа - сам граф. Для начала скажу, что он был очень умным человеком, с исключительно хорошим образованием, для своего времени. Я даже не побоюсь сказать, что это был незаурядный, выдающийся  мыслитель. Имя которого, правда, потом было забрызгано грязью и наветами. Примерно так, как сегодня либерасты забрасывают грязью имя некоего Джугашвили...

И да, не один этот граф.Который изучал этот реальный, из жизни, феномен. Был еще один мыслитель и тоже, вот смешно, да? - граф. Лев Николаевич его звали.

Ну так вот, граф Толстой много наблюдал над простыми крестьянскими детьми. Которых, по моде тех лет, он самолично учил грамоте. И из этих своих наблюдений, Лев Николаевич сделал интереснейшие выводы. Крестьянскому ребенку, а потом подростку, изначально, согласно Льву Николаевичу, присуще некое моральное ядро. Кристально чистое и непоколебимо твёрдое. Которое потом, при жизни, бывает иногда замутнено и  испорчено.


Но детское общество, из крестьянских детей, по Толстому, очень чётко осознает, что такое хорошо, а что - плохо, гадко. Как надо себя вести, а как - абсолютно нельзя.  В том, что мы сегодня, после А.С.Макаренко, назвали бы детским коллективом,  совершенно не было места подличанью, вранью, гнусностям разного рода, нечестности и лицемерия. Потому "наше всё" Лев Николаич и принимал такое сообщество за идеал.

И, что было естественным, очень многие черты, что давались крестьянским воспитанием детям, переходили и во взрослую жизнь. Русская крестьянская община основывалась, в том числе, на идеалах справедливости, честности, равноправия и - не смейтесь! - подлинного братства. Поддержи того, у кого горе, несчастья. Раздели свою радость с другими...

Граф Уваров был знаком с крестьянской общиной не понаслышке. И именно в ней он видел некий идеал - народность. Точнее, именно так он называл этот свой идеал. То, что было, присутствовало в России, но не было, не существовало на западе. Но. В отличие от жившего много после него Толстого, Уваров был твердо уверен, что всё хорошее, что есть в русском народе - от Бога, от Бога с большой букве. Русский народ Боговдохновлен, он насыщен, как ни один другой народ, Верой.  Народную мораль, нравственность, Семен Семенович Уваров прямо выводил из христианской морали, из (опять с большой буквы) Православия. Из религиозности народа у него прямо вытекала и необходимость помазанника божиего, заступника и выразителя интересов русского народа - русского самодержца.

Вот потому и получилась та триада - логически безупречная, простая и правильная. Русский народ, боговдохновленный и вдохновляемый христианской верой, русский царь, как выразитель интересов православия и защитник народа. Ничего особо реакционного и мракобесного, в идеях Семена Семеновича, не было. А была аргументация, идущая из фактов жизни, из реальной действительности, очень логичная и непротиворечивая схема.

Вот это всё и назвали теорией официальной народности. К нашему сожалению, как это часто бывает, реалии жизни разбили эту теорию в дребезги. Оказалось, что православные попы, такие же живые люди, как и все. И не сегодня сложился такой афоризм, что мол, чем выше поднимается кто-то по церковной иерархии, тем меньше веры в Бога и тем больше лицемерия. Ошибочка вышла: попы не смогли просвещать и наставлять на путь истинный народ. А царь не смог выполнять роль защитника народных интересов.

И вот уже Лев Николаевич видит особую мораль, характерную для крестьянской общины. Видит, что это реальный факт. Мораль, которая резко отличала русских от любых других, прежде всего - западных народов. Но он не видит в этой морали преобладающего влияния церкви. Напротив, он эту народную нравственность отделяет от веры в бога. Нравственность есть, она бесспорна, а религия на нее влияет мало, если не сказать совсем...

Еще дальше пошли так называемые социалисты-народники. Они тоже видели крестьянскую общину, признавали ее особость, отличие от того, что было на западе. При этом, с трудами Маркса, они имели счастие ознакомиться.И да, община была, а пролетариата, на Руси, практически не было. И потому, опираясь на русскую действительность, они писали и были уверены, что в России будет свой путь в социализм. Отличный от западного пути. Через крестьянскую общину... Я не знаю, может быть, и была такая возможность. Но в веке ХХ реформаторы от власти, стали эту общину усиленно разрушать. Сперва это были царские чиновники, потом - преобразователи села от коммунистов.

Исчезла ли совсем эта народная нравственность, народная мораль, которую ясно видел и наблюдал Лев Николаевич, да и не он один? За полный перипетиями ХХ век, и более того, за время "демократических преобразований" века нонешнего? Сразу скажу: жизнь, эту простую и понятную мораль сильно подъела, погрызла и понадкусала. Но никуда она, эта идея, не делась. Пусть вы будете смеяться, но она по-прежнему, как на трех китах, нерушимо базируется на трех основах.

Основа первая. Звучит очень просто: честность и справедливость. Потому никогда не будет алконавт Беспалый, по-другому ЕБН, в пантеоне Славы  русского народа. Потому как плодил несправедливость и обман. Потому и не принимает русский народ либерастьё и дерьмократов. Потому как врут они. Есть честность, есть правда и есть справедливость. У Явлинского и irek_murtazin - честности и правды - нет. И нет ее в "Новой Газете". Потому враждебны они русской идеи, русскому народу. Врать не надо.

Основа вторая. Это еще более простые понятия. Простые два слова. Равенство и братство. Русский за русского горой. Сам погибай, а товарища - выручай. Так говорит народ. Вторая основа надстроена над первой, над честностью и справедливостью. Не может быть братства и равенства, если нет честности, если нет справедливости. Потому мне и смешон тот же krylov, который видит русскость в чем угодно, но врать и фальшивить не перестает. Лет пять тому назад я много писал о его вранье, потому снова свое частное мнение о сабже, повторять не буду. Русскость есть, но она не в православии, не в генах, и не в монархии.

Подчеркну, основа русской идеи не в монархизме, тем более - не в православии. Она - в честности, справедливости, братстве и равенстве. Всех русских. Но русский мир этим не исчерпывается. Есть еще более глубокий феномен, третья основа русской идеи.  Это русская культура. Которая - производная от богатейшего и насыщеннейшего русского языка, великой русской литературы. От русских народных сказок через "наше всё" Александра свят Сергеевича нашего Пушкина, до композиторов Серебряного века. Да, да, тот самый императорский балет, который стал ныне и присно просто русским. И русская поэзия. Которая объяла, включила в себя, поглотив и освоив, как свою малую часть, и творцов советского периода.

Не суть важно, кто по национальности тот же Симонов, но он - русский поэт. Поскольку только, что написанные им строчки - созвучны русской душе. Созвучны и отражают ее. И да, пока есть великая русская культура - будет жить русский мир. В котором нет места павленским. А вот Гиви и Моторола - в нем есть...

Вот всё, что я думаю по поводу.
Интересно, что скажет мой взаимный френд sl_lopatnikov по поводу?

русский народ и русский национализм

Previous post Next post
Up