За последнее время прочел книги трех авторов о том, что может произойти после очередного апокалипсиса. Под апокалипсисом понимается мировая ядерная война или трагедия более локального масштаба. Более узкое определение не позволяет дать список прочитанных книг. Среди них - "Метро 2033" и недописанная "Метро 2034"
Дмитрия Глуховского (серия "Метро"), "Мародер" и "Каратель"
Беркема Аль Атоми (серия "Мародер") и "Катастрофа" и "Корпорация"
Сергея Тармашева (серия "Древний" - в ней еще будет третья книга - "Война"). Наверное, каждую из книг можно назвать романом-предупреждением.
Сразу скажу, что, в целом, книги понравились, причем у каждой есть свои изюминки.
"Метро"
Основа книги - мир, оставшийся после ядерной войны и ограниченный станциями и тоннелями московского метро, где смогли выжить люди. За какие-то двадцать лет жизнь стала совсем другой, у человека - другие ценности и другие проблемы...
Сразу скажу, что в данном случае корректно говорить о "2033", поскольку вторая книга еще не дописана и целостного ощущения от нее нет. Но для меня лично "2034" пока заметно уступает первой книге в динамике, проработке сюжета и героях. Пока не появилось ничего нового по сравнению с первой книгой. В общем, наверное, на этом и нужно будет поставить точку, и Дмитрий Глуховский, судя по слухам, так поступить и собирается.
Первая книга, напротив, оставила очень сильное впечатление. У нее много сильных сторон, и нельзя не отметить следующие:
1. Модель мира
Фантастическая, но в то же время очень близкая людям, особенно москвичам, которые составляют очень большой процент жителей страны. Атмосфера метро привносит дополнительные ощущения и способствует развитию мыслей о романе. Проезжая станции, ты смотришь на них глазами героев, замечаешь интересные особенности, которых раньше не замечал. Это происходит и после прочтения книги.
2. Наличие "баек" о метро
Отдельно выделю этот пункт, поскольку этот момент - один из самых ярких в книге. Читателя сильно привлекают смутные рассказы о том или ином участке подземки, как истинные, так и ложные.
3. Главный герой
Выбор главного героя очень удачен. На мой взгляд, основной контингент читателей - люди молодые и любознательные. А он - как раз для них. Можно с легкостью поставить себя на его место.
4. Динамика
Обилие новой и интересной информации органично сливается с насыщенным событиями сюжетом.
5. Концовка
Роман уже стоит прочесть только ради нее. Меня она потрясла и приятно удивила. В принципе, "2034" можно было и не писать: пока он не дал ответов на те вопросы, которые остались после "2033".
Минусы, конечно, тоже имеются, но на них можно (и лучше) не зацикливаться:
1. Ляпы
Научной точности, конечно, нет. Но если мы читаем книгу, то принимаем условия игры. Поэтому я обратил внимание только на обоснование того, как свиньи попали в метро [для меня этот пункт не критичен].
2. Недосказанность
Автор касается многих аспектов, но едва ли половина из них раскрыта полностью. Остальное - тупик. И я очень не уверен, что в вялом продолжении, слабо связанном с первой книгой, ответы и разъяснения будут даны.
3. Герои второй части
Возможно, лучше было сделать "параллельный" роман с похожим сюжетом, но без привязки к метро. А так получается, что автор "пользуется" удачным миром первой книги.
"Древний"
Отправная точка у Сергея Тармашева очень похожа на глуховскую: опять ядерная война, опять убежище. Но теперь под Новосибирском, и это не простые тоннели метро, а специальный бункер. И люди там не каждый за себя, а "один за всех, и все за одного" (до определенного момента).
Книги мне понравились следующим:
1. Очень продуманный мир
Автор превосходно сочетает, по сути, разные миры благодаря конструкции своих произведений. Начинается все с довольно реального и очень профессионально описанного мира и продолжается уже совсем фантастическим. Но этот переход настолько грамотно сделан, что две первые книги о Древнем - пример целостности подачи придуманной заранее информации.
2. Сюжет и герои
У Тармашева получилась настоящая сага с довольно большим числом героев. И пусть не каждый из них проработан детально, общее впечатление отличное: нет недосказанностей - все на своем месте и в нужное время.
Минусов касаться особо не хочется. Выскажу только мнение, что эту еще недописанную трилогию можно было бы оставить дилогией без ущерба для романа целиком. Просто внезапный переход от второй части к третьей довольно-таки надуманный. Он может быть обусловлен как коммерческим интересом к удачному проекту, так и просто "нежеланием" покидать успевший полюбиться мир. Надеюсь, автор справится со столь высокой планкой, которую он сам себе поставил для третьей книги "Война".
"Мародер"
В этих книгах "полный пэ" настиг не весь мир, но Россию: коррумпированное руководство продало свою страну "налево". Основные события развиваются в одном из закрытых городов на Урале, брошенном на произвол судьбы и утонувшем в диких противостояниях местных жителей.
Возможно, эту книгу спустя годы воспримут не как фантастическую, а как простое описание реальных событий "в точке А" - уж больно живо, ярко и одновременно жестоко описан мир глазами главного героя.
Очень понравилось следующее:
1. Сюжет
"Мародер" - лучшее предупреждение нам с вами. Достигается благодаря жуткости и реалистичности всего того, что проиходит в книгах.
2. Мастерское описание поведения людей
Очень емко и без прикрас изображен мир, где каждый борется за выживание с себе подобными, не гнушаясь ничем. Герои в таком мире - не принцы на белом коне, а адаптировавшиеся к ситуации подонки. Главный герой, по сути, такой же.
3. Доскональная точность в мелочах
Беркем Аль Атоми мастерски описывает каждую деталь, далеко не все из которых знакомы простым смертным. Точность описания - лучшая из трех авторов.
4. Своеобразный неповторимый язык
Стиль автора узнаваем благодаря специфической манере изложения событий.
Минусы тоже есть:
1. Надуманность продолжения
Вторая часть, наверное, лишняя. Для того, чтобы предупредить, она не нужна. Не думаю, что она предполагалась автором заранее, потому как стыковка книг очень условна и натянута после эффектного, внезапного и страшного финала первой книги. Не считаю также, что продолжение написано "ради денег". Наверное, просто для того, чтобы покарать врагов на бумаге и вернуть надежду.
2. Мистическая составляющая
Сделана исключительно для того, чтобы сгладить стык двух книг и оправдать появление второй. В принципе, она здесь не нужна, да и понятна очень узкому кругу лиц.
Общая тенденция - стремление написать продолжение - характерна для всех описанных серий. Органичнее всего это смотрится в "Древнем". И, главное, вторая книга получилась ничуть не хуже первой! По реалистичности событий и проникновенности во внутренний мир загнанного в угол человека вне конкуренции "Мародер".
Итак...
Лучшая серия
1. Древний
2. Мародер
3. Метро
Лучший роман-предупреждение
1. Мародер
2. Метро 2033
3. Древний. Катастрофа
4. Древний. Корпорация
5. Каратель
6. Метро 2034
Лучший сюжет
1. Древний
2. Метро
3. Мародер
Выше книги расставлены по местам, но я советую прочитать их все - море впечатлений гарантировано!