Оригинал взят у
masterok в
Катафрактарии древнего мира Любителям военной истории средневековья хорошо знакомы многочисленные изображения закованных в сверкающие латы рыцарей на защищенных броней могучих лошадях. Может показаться, что тяжеловооруженная кавалерия - это чисто западноевропейское явление. Однако многие черты рыцарства Западной Европы уходят своими корнями в восточные страны. Так и полностью защищенные доспехами конные воины появились впервые на Востоке, и западноевропейские средневековые рыцари имели предшественников в лице катафрактариев Древнего Мира.
Название "катафрактарий" происходит от греческого определения доспеха тяжеловооруженного всадника - "катафракта". Впервые этот термин отмечен в деловых документах эллинического Египта, где он обозначал доспех воина тяжелой кавалерии. Тит Ливий называл катафрактариями тяжеловооруженных всадников Антиоха III.
Также иногда можно встретить другое обозначение тяжелой конницы, во времена поздней Римской империи - "клибанарии". Предполагают, что оно происходит от латинского слова "клибанус" - название полевой печки, шутливо намекающее на тяготы, которые испытывали римские солдаты, изнемогавшие в жарком климате Ближнего Востока в своих стальных доспехах.
В настоящее время оба названия часто используют как синонимы, хотя термин "катафрактарии" чаще употребляли для наименования вспомогательных частей римской армии, например, конницы сарматов, а "клибанариями" главным образом называли собственно римскую и иранскую тяжелую кавалерию.
Время и место первого появления катафрактариев точно установить довольно трудно. От организации военного дела зависело само существование того или иного народа или государства, и удачные новинки в вооружении могли распространяться очень быстро на огромной территории. Кроме того, к катафрактариям относится не просто конница, закованная в доспехи, а использующая специальную тактику, построения и приемы, которые будут рассмотрены ниже. Часто родиной такого рода конницы называют Иран (II - I вв. до н. э.) или Среднюю Азию (IV-III в.в. до н. э.), хотя можно встретить мнение, что катафрактарии появились уже у персов Ахеминидской империи (вторая половина V в. до н. э).
Появление катафрактариев было ответом Востока на преимущество тяжелой пехоты Греции и Рима. Это можно показать на примере Парфии. Основу их войска первоначально составляли конные лучники. Атакуя в удобный момент и применяя правильную для сложившейся боевой обстановки тактику, они могли быть смертельно опасны, особенно для утомленного и расстроенного противника. Но в конечном счете парфянские лучники оказались бессильными перед фалангой, а тем более римским легионом.
О создании боеспособной пехоты, которая могла хоть как-то противостоять римской, из местных пеших воинов не могло быть и речи. Попытка прибегнуть к помощи наемной пехоты, как это делали еще персидские цари эпохи Ахеменидов, также не увенчались успехом: отряды тяжеловооруженных наемников оказались ненадежными. Так, например, в 129 г. до н. э. в ходе сражения с племенами саков наемная греческая пехота перешла на сторону противника. Это привело к разгрому парфянского войска и гибели самого царя Фраата II. Все это заставило отказаться от дальнейших попыток получить хорошую пехоту и обратиться к реорганизации лучшей части армии Парфии - ее конницы, и во II - начале I вв. до н. э. в результате проведенной военной реформы были сформированы отряды катафрактариев.
Для вооружения катафрактариев характерен прежде всего тяжелый доспех, который закрывал воина с ног до головы. Голову защищал шлем с металлической маской или бармицей, закрывавшей лицо. Катафрактарий носил пластинчатый или чешуйчатый панцирь. Парфянские катафрактарии II в. н. э. использовали комбинированный чешуйчато-пластинчатый доспех, в котором грудь вместо мелких чешуек прикрывали крупные прямоугольные вертикальные пластины. Возможно, в таком доспехе вместо чешуи могла использоваться и кольчуга.
Руки защищали или чешуйчатые рукава панциря, или металлические ламинарные наручи из широких поперечных полос, кольцами охватывающими руку. Ноги катафрактария закрывали поножи, по конструкции подобные наручам. Защита рук и ног могла быть изготовлена из кожи.
Закрытый с ног до головы сверкающими доспехами катафрактарий представлял собой впечатляющее зрелище. Древние авторы оставили нам красочные описания таких всадников. По словам Свиды (s. v. thorax), "все они сидели на своих лошадях как статуи, к их конечностям были подогнаны доспехи, которые точно соответствовали формам человеческого тела. Они покрывали руку от запястья до локтя, а оттуда до плеча, в то время как пластинчатая броня защищала плечи, спину и грудь. Голова и лицо были покрыты шлемом с металлической маской, которые делают их носителя выглядящим как статуя, потому что даже бедра и ноги и самые кончики ног покрыты доспехом. Он соединен с панцирем прекрасным кольчужным плетением, наподобие ткани, так что ни одна чать тела не останется видимой и непокрытой, потому что это плетение защищает руки и является таким гибким, что носители его могут даже сгибать пальцы".
А вот как опиcывает Аммиан Марцеллин тяжелую конницу персидского полководца Мерены во время похода Юлиана (363 г.): "То были закованные в железо отряды; железные пластины так тесно охватывали все члены, что связки совершенно соответствовали движениям тела, и прикрытие лица так хорошо прилегало к голове, что все тело оказывалось закованным в железо. И попавшие стрелы могли вонзиться только там, где через маленькие отверстия, приходившиеся против глаз, можно кое-что видеть или где через ноздри с трудом выходит дыхание.
Панцири защищали не только всадников, но и их лошадей. Конский доспех представлял собой чешуйчатую или пластинчатую попону. Маска лошади была, вероятно, чешуйчатой. Иногда грудь коня дополнительно защищали выпуклые круглые пластины. Однако конский панцирь не был обязательным. На многих изображениях катафрактарии сидят на лошадях, совершенно не имеющих защиты.
Главным оружием катафрактария был "контос" ("kontos" по-гречески и "contus" в латинской форме) - огромное копье, достигавшее у сарматов длины, вероятно, 4-4,5 м. Об этом копье пишет, например, Плутарх: "Ведь вся сила этой броненосной конницы - в копьях, у нее нет никаких других средств защитить себя или нанести вред врагу, так как она словно замурована в свою тяжелую негнущуюся броню" (Лукулл, 28). Удары такого оружия были страшными: древние авторы сообщают, что эти копья могли пронзить насквозь сразу двух человек. В бою контосом сарматы действовали, вероятно, двумя руками.
Возникает, однако, вопрос: как мог удержаться на коне после удара таким копьем всадник, закованный в броню? Ведь в те времена не было стремян и седел с высокими луками.
Распространено мнение, что у сарматов существовала особая посадка катафрактария: ноги сгибали в коленями цепко сжимали бока лошади, а торс поворачивали в три четверти левым плечом вперед, держа при этом копье двумя руками.
яд исследователей считает, что левой рукой катафрактарий все-таки держался за поводья, а контосом действовал правой рукой, опирая его на согнутую левую. Это мнение имеет некоторое экспериментальное подтверждение. Специальные опыты, проведенные М. Марклом, показали, что македонские всадники-сариссофоры довольно свободно управляли своим очень длинным копьем, достигавшим в длину 10-12 локтей (4,5-5,4 м), удерживая его правой рукой, в то время как в левой - поводья, а ноги сжимали бока коня.
Древние изображения показывают и ту, и другую позиции. Возможно, что правы те и другие: катафрактарии использовали дополнительные приспособления, позволявшие им держаться на коне. Например, высказывают предположения, что всадник опирался на привязанные сзади колчаны. Существует также гипотеза, что уже в те времена были изобретены ременные стремена, но эта гипотеза не нашла пока убедительных вещественных доказательств.
Очень интересное описание способа управлять контосом приводит Гелиодор: "Когда наступает время битвы, то, ослабив поводья и горяча коня боевым криком, он (катафрактарий) мчится на противника подобно какому-то железному человеку или движущейся кованой статуе. Острие копья сильно выдается вперед, само копье ремнем прикреплено к шее коня, нижний его конец при помощи петли держится на крупе коня, в схватке копье не поддается, но, помогая руке всадника, всего лишь направляющей удар, само напрягается и твердо упирается, нанося сильное ранение, и в своем стремительном натиске колет кого ни попало, одним ударом часто пронзая двоих".
Дополнительным оружием катафрактария могли служить длинный меч и кинжал, а также палица и, вероятно, боевой топор. Кроме того, парфянская тяжелая конница была вооружена луком. Однако было бы ошибкой считать катафрактариев Парфии конными лучниками, так как лук у них также играл роль лишь вспомогательного оружия. Кроме того, парфянские катафрактарии использовали аркан. Приспособление для его крепления было обнаружено на конной катафракте, найденной в Дура-Европос.
Особенности вооружения катафрактариев определяли их тактику, приемы боя и боевые порядки. Такая конница атаковала врага на легкой рыси сомкнутым строем. Защищенные доспехами от стрел, дротиков и других снарядов, они представляли собой грозную силу и часто, опрокидывая врага длинными копьями, прорывали его боевые порядки.
Именно в особенностях тактики и за-ключается основное отличие катафрактариев от других видов тяжелой конницы. Поэтому нельзя ставить знак равенства между клибанариями и средневековыми западноеропейскими рыцарями. Если рыцарский бой сразу же после атаки распадался на отдельные поединки, то вся сила катафрактариев заключалась именно в сокрушительной атаке сомкнутым строем.
Античные авторы описали специальные приемы борьбы с тяжеловооруженными катафрактариями. Например, Плутарх (Лукулл, 28) сообщает нам, что Лукулл приказал фракийским и галатским всадникам ударить по закованной в броню коннице сбоку и мечами отбивать ее длинные копья (контосы). Пешим солдатам он отдал приказ не использовать пилумы, а подходить вплотную к катафрактариям и поражать их мечами в бедра и голени - "единственные части тела, которые не закрывала броня". Галльские всадники Публия Красса хватались за пики парфянских тяжеловооруженных всадников и сбрасывали их на землю, или спешивались и, подлезая под живот коней, поражали лошадей в это незащищенное место (Плутарх, Красс, 25).
Сброшенный на землю катафрактарий становился беспомощным. И вообще, отдельный клибанарий был довольно уязвимым. Когда удавалось рассеять строй катафрактариев, они становились добычей даже для легкой кавалерии. Например, в 271 г. н. э. пальмирские катафрактарии были разгромлены легкой римской конницей из мавров и далматинцев, которая применила старую военную хитрость кочевников: сначала обратилась в притворное бегство, а затем неожиданно атаковала утомленного преследованием врага. Роксоланские катафрактарии, которые рассыпались для грабежа по Мезии (69 г.), также были разбиты римлянами. "Римские солдаты в легких латах нападали с метательными пилумами или копьями а, когда требовалось, легкими мечами кололи врукопашную беззащитных сарматов", - так описал эти события Тацит (Истор., I, 79).
Эти сильные и слабые стороны клибанариев отметил военный теоретик конца IV в. н. э. Вегеций: "Катафракты вследствие тяжелого вооружения, которое они носят, защищены от ран, но вследствие громоздкости и веса оружия легко попадают в плен: их ловят арканами; против рассеявшихся пехотинцев в сражении они пригоднее, чем против всадников. Однако поставленные впереди легионов или смешанные с легионарной конницей, когда начинается рукопашный бой грудь с грудью, они часто прорывают ряды врагов".
В бою клибанарии применяли различные построения. Парфяне, возможно, строились в линию, а аланы часто шли в атаку клином.
Закованных с ног до головы катафрактариев на бронированных лошадях не могло быть много. Их использовали в решающий момент сражения. Клибанарии атаковали противника сомкнутым строем, решительным ударом разбивали построения врага и могли решить исход битвы. Именно так действовали парфянские катафрактарии в знаменитой битве при Каррах, в которой римская армия Красса потерпела полное поражение.
Убедившись на собственном горьком опыте в силе катафрактариев, римляне также создали собственную тяжелую конницу. О том, с каким трудом удавалось создавать отряды клибанариев, говорит следующий пример: в 233 г. н. э., если верить сообщению Элия Лампридия, император Александр Север создал отряд клибанариев, вооружив их персидским трофейным оружием. После падения Западной Римской империи (476 г.) катафрактарии сохранились в армиях Византии и сасанидского Ирана.
*1 Не вполне ясно, в чем заключалась разница между клибанариями и катафрактариями. Спор в научной литературе по этому поводу еще не завершен, но достаточных оснований считать, как это делает автор статьи, эти слова синонимами нет. (Прим. редакции).
*2 Работы М.Маркла (Minor M.Markle III) показывают скорее обратное: обращение с подобным копьем было крайне затруднительно. В частности, интересны выводы автора о невозможности перевести такое копье из верхнего хвата в нижний и обратно без помощи второй руки и затруднительности движения с таким копьем на походе (Прим. редакции).
*3 Мнение о применении аланами построения клином не имеет под собой веских оснований (Прим. редакции).
*4 Нет никаких сведений о том, что парфянские катафрактарии разбили римские легионы при Каррах. Битва описана Плутархом достаточно подробно, и, если доверять Плутарху, то с тяжеловооруженными парфянскими всадниками сражались только всадники из римского войска, прорвавшие завесу парфянских конных лучников и ускакавшие довольно далеко от пехоты, причем атакующей стороной являлись именно всадники Красса. О действиях же парфянских катафрактариев против римской пехоты Плутарх ничего не сообщает. Следует отметить, что и в своем описании похода Антония в Парфию Плутарх также ничего не сообщает о действиях парфянских катафрактариев. (Прим. редакции).
И. Пинк