Надчеканы на античных монетах Причерноморья. Дефекты или новые типы монет?

Sep 29, 2013 09:34

Данным постом начинается большая серия статей посвященных надчеканам на античных монетах причерноморья. В этой статье изучены надчеканы на античных монетах Ольвии, Херсонеса, Пантикапея и Боспорского царства периода IV в. до н.э - IV в. н.э.


Монета Пантикапея, 210-200 гг. до н.э. Обол. Надчекан «Голова Афины


Надчеканы на античних монетах Причерноморья представляют значительный интерес как в историческом так и в нумизматическом контекстах.
Большое внимание теме надчеканов на античных монетах Причерноморья уделяет Анохин В.А. в своих, ставших уже классическими, работах по античной нумизматике: «Монетное дело Херсонеса ( IV в. до н.э.-XII в. н.э.)» [1], «Монетное дело Боспора» [2], «Монеты античных городов Северо-Западного Причерноморья» [3]. Он очень активно использует надчеканы, как способ определения времени выпуска античных монет, однако он не приводит ни их классификации, ни сводной таблицы надчеканов. Используя надчеканы как вспомогательные средства для атрибутации монет, Анохин не не выделяет их в отдельное направление исследований.

В более поздней своей работе «Античные монеты Северного Причерноморья: Каталог» В.А. Анохин уже приводит таблицу надчеканов, однако она состоит всего лишь из 21 надчекана, и содержит всего лишь укзание номеров монет, на которых они нанесены. Ни сводной таблицы изображений надчеканов, ни классификации он не приводит.

В книге Карышковского П.О. «Монеты Ольвии. Очерк денежного обращения Северо-Западного Причерноморья в античную эпоху» [5] автор также как и Анохин использует надчеканы для хронологии монет Ольвии. В книге представлены прекрасные прорисовки надчеканов, подробно описаны технологии их нанесения и цели использования, однако никакой классификации надчеканов не приведено. К тому же сами надчеканы ограничены темой исключительно ольвийских монет.

Нет информации о надчеканах на монетах Боспора и в таком фундаментальном и отличном во всех отношениях исследовании, как двухтомник Фроловой Н.А. Монетное дело Боспора (середина I в. до н.э. - середина IV в. н.э.) [6].

Довольно неплохо описаны надчеканы на монетах Северного Причерноморья в работе Станиславского И.М. В своей книге «Античные монеты Северного Причерноморья VI-I вв. до н.э.»[7]. В комментариях к монетам он конкретизирует какие именно надчеканы встречаются на данном типе монет. К сожалению ни классификации, ни сводной таблицы изображений надчеканов, он не приводит. Рассмотрение монет Ольвии он завершает периодом 50-х годов до н.э. При этом из его поля выпадает значительный пласт монет Ольвии догетского, послегетского и раннеримского периодов (50 гг. до н.э. - 200 гг. н.э.), которые в разрезе темы надчеканов на ольвийских монетах представляют значительный интерес.

Прекрасное описание надчеканов на монетах Пантикапея приводится в статье Суханова В.И. «Заметки о надчеканках на монетах Боспора периода «Денежного кризиса» III века до Р.Х.» [8]. Высокопрофессионально, научно и тем не менее достаточно популярно он описывает надчеканы и перечеканы на монетах Пантикапея III века до н.э. Однако необходимо подчеркнуть, что очень узкий период времени описанный в данной статье создает предпосылки к дальнейшему исследованию данной темы и постановке проблем освещения надчеканов на античных монетах Причерноморья в более поздние периоды.

Прежде чем перейти к описанию и классификации надчеканов на античных монетах Причерноморья необходимо дать определение надчекана.

Под термином «надчекан» предлагается понимать изображение на монете, нанесенное специальными штемпелями на уже существующее изображение монеты. Следует подчеркнуть, что к надчеканам не относятся изображения, которые использовались на новых монетах или специально подготовленных для этого кружках, а также изображения возникшие в результате двойной чеканки монеты одним и тем же штемпелем.

Предлагается использовать термин «надчекан» как более емкий и включающий в себя все остальные нумизматические термины, характеризующие процесс надчеканки, такие как «контрмарка», «надчеканка», «клеймо» и д.р.

Необходимо подчеркнуть, что нужно очень четко различать надчеканы и перечеканы. Существенная разница между ними заключается в том, что целью перечекана является абсолютное изменение изображения монеты на другое, а целью надчекана является частичное изменение изображения монеты, с сохранением ее основного изображения. При этом размер и атрибутируемость оставшегося изображения и надписей не имеет значения. Даже если в случае надчекана часть старого изображения абсолютно не сохранилась, полное изображение нового штемпеля необходимо считать надчеканом на старой монете.

Также не следует путать надчеканы и монограммы на монетах. Изображение монограмм изначально присутствует в дизайне штемпеля, а надчекан всегда является привнесенной составляющей изображения.

Цели нанесения надчеканов на монеты предлагается классифицировать по следующим признакам:

- изменение стоимости;

- изменение номинала;

- гарантия подлинности:

- продление периода обращения наряду с монетами новых типов и номиналов;

- закрепление территории обращения монет с надчеканом;

- другие цели.

Туровский Е.Я. в своей работе «Кризисные тенденции в нумизматике Боспора и Херсонеса в IV-III вв. до н. э. (опыт сравнения)» появление надчекнов на монетах Пантикапея в -III вв. до н. э. связывает как с археологически зафиксированным экономическим кризисом в Боспоре, так и с изменением политической конъюктуры [9].

Для нумизматов-практиков очень интересен вопрос что же важнее само изображение надчекана или монета, на которую он был нанесен.

Предлагается следующий подход к решению данного вопроса.

Если монета становится неопределимой в результате нанесения надчекана (старое изображение полностью забивается, или становится нечитаемым и т.д.) то оцениванию поддается только сам надчекан. При этом критериями оценки является качество прочеканки надчекана, глубина, общее эстетическое восприятие.

Если же в результате надчеканивания, наряду с надчеканом видна и абсолютно атрибутируема (а не угадываема) сама монета, то оцениванию подлежат оба фактора т.е. и надчекан (критерии смотрите выше) и исходная монета (количество сохранившегося изображения, читаемость всех надписей, эстетическое восприятие исходного штемпеля).

Например, дефект заготовки в виде трещины возникающий во время надчекана, и обусловленый именно самим процессом надчеканивания не влияет на оценку самого надчекана, но при этом является ухудшающим оценку если он возник при чеканки самой монеты.
Пример приведен на рисунке ниже.




Однако четких критериев оценивания надчекана и монеты, сохранившейся под надчеканом не существует, т.к. эстетические параметры всегда очень спорны и глубоко индивидуальны.

Таким образом предлагается считать монеты с надчеканами новыми типами монет, классифицировать их отдельными номерами в каталогах.

Нумизматам-практикам предлагается выделить коллекционирование изображений надчеканов на античных монетах причерноморья в отдельное направление.

Литература.

1. Анохин В.А. Монетное дело Херсонеса ( в. до н.э.- в. н.э.). Киев: Наук. думка,. 1977.- 176 с.

2. Анохин В.А. Монетное дело Боспора. Киев: Наук. думка,. 1986.- 184 с.

3. Анохин В.А. Монеты античных городов Северо-Западного Причерноморья.- Киев: Наук. думка. 1989.- 128 с.

4. Анохин В.А. Античные монеты Северного Причерноморья: Каталог.- К.: 2011.-325с.

5. Карышковский П. О. Монеты Ольвии. Очерк денежного обращения Северо-Западного Причерноморья в античную эпоху. - Киев: Наук. думка. 1988.- 168 с.

6. Фролова Н. А. Монетное дело Боспора (середина I в. до н.э. - середина IV в. н.э.) в двух частях.- Государственный Исторический музей. М.: Эдиториал УРСС, 1997. - 448 с. + 536 с.

7. Станиславский И.М. Античные монеты Северного Причерноморья VI-I вв. до н.э. М.: 2003. - 241 с.

8. Суханов В. Заметки о надчеканках на монетах Боспора периода «Денежного кризиса» III века до Р.Х. http://coins.msk.ru/articles/11/119/

9. Туровский Е.Я. Кризисные тенденции в нумизматике Боспора и Херсонеса в IV-III вв. до н. э. (опыт сравнения). http://archive.nbuv.gov.ua/e-journals/tavst/2013_4/pdf/24.pdf

инвестиции в золотые и коллекционные мон, профессия антиквар, коллекция античных монет, как стать анткваром, безопасность антикварного бизнеса

Previous post Next post
Up