Магический реализм Владислава Подплутова.

Mar 20, 2014 08:30

Какие ассоциации возникают в мозгу современного человека, когда речь заходит о живописи советского периода?
У 95% населения ответ единственный - «соцреализм», тот самый, который «красной нитью пронизывает произведения советских художников, воплощает в искусство руководящую роль партии… и прочее, и прочее».
Однако жизнь советских художников, даже под подавляющим руководством партии, была пестра и многообразна.
Очень интересно в этом аспекте творчество художника Луганщины В. Подплутова.



Автопортрет Подплутова Владислава Федоровича (1937-2011).

К сожалению, мы ничего (или почти ничего) не знаем о его жизни. Всю свою жизнь он прожил в небольшом городке Попасная, Луганской области.
Он получил прекрасное образование во Львовском полиграфическом институте им. Ивана Фёдорова.
Что же его так отличает от «стандартных» художников советской эпохи, от членов Союза Художников, дипломированных, премированных и заслуженных, чьи работы не производят на современных зрителей никакого впечатления.
Вдохновение и сюжеты картин Подплутова переполнены его собственными эмоциями и жизненными событиями, которые превращаются в рассказ, в аллегорические образы, иллюстрирующие параллели между знанием окружающего нас мира и его тайнами. Пейзаж, присутствующий на его картинах, служит рассуждением о святости природы и отражением человеческой души, символизируя все вещи: и сильные, и хрупкие, и вечные. Реалистичные, и тем не менее, сказочные сюжеты, которые он создал, служат метафорами легко понятными, но сохраняют ощущение неопределенности, потому что принуждают зрителей сформировать свои собственные заключения, несмотря на то, что в них присутствует главная идея, понятная исключительно автору.
Его работы, выполненные в традициях классического соцреализма (сварщики, кузнецы, маляры и другие рабочие, запечатленные в процессе выполнения трудовых подвигов), наполнены обычными трудовыми сюжетами. Однако глубокий реализм героев, изображенных на его картинах, сочетается с некоторой кажущейся отстраненностью точки зрения художника при изображении повседневных сюжетов.



Как же удается Подплутову наполнить свои картины определенной тайной, магией скрытой в обыденных сюжетах и людях?
Согласно Википедии, магический реализм - это стиль изобразительного искусства, который использует реализм в сочетании с некоторой кажущейся аберрацией зрения художника при изображении повседневных сюжетов. В живописи этот термин иногда взаимозаменяем с постэкспрессионизмом.

Одним из главных критериев магического реализма является возвращение к повседневным объектам в противоположность фантастическим используемым в творчестве сюрреалистов.

Посмотрите кто изображен на картинах Подплутова - наши земляки, шахтеры, заводчане, наши дети - образы узнаваемые любым из наших соотечественников.
Но как они изображены?! Некоторые черты на его картинах доведены до карикатурности. Лица словно проникнуты потусторонним светом. Например, картина «Пионер». Обычный школьник, в обычном свитере и пиджаке с пионерским значком, но обратите внимание, каким внеземным светом наполнено его лицо. Он словно бы светится изнутри. Этого необычного эффекта автору удается достигнуть во всех его портретах.



В своем творчестве Подплутов активно использует стратегический прием наложения движения вперед с ощущением расстояния, в противоположность экспрессионисткой тенденции укорачивания объекта. Обратите внимание на «Автопортрет» художника, фигуры на дальнем плане словно нависают над главным объектом изображения. Использование миниатюрных деталей даже в очень больших картинах, придает его творчеству еще большего мистицизма. Посмотрите как выписан шапка, свитер и воротник на автопортрете. Тысячи касаний кисти, фантастическая трудозатратность проекта на фоне схематического изображения лиц людей.

Автор активно сочетает подчеркнутую предметность и реальность изображений с ощущением страшного «демонического» начала в мире. На картине «Празднование Нового года» изображена фигура человека практически в полный рост, но при этом и автор и зрители прекрасно понимают, что центральным персонажем этой картины является елка. Человек, является просто большим темным пятном на картине, сквозь которое к нам прорывается празднично украшенная елка. Демоничность картине придается не только темным цветом одежды, но и всем видом человека: опущенная линия губ, усталый взгляд, обессилено опущенные кисти рук.



Фантастические элементы картин Подплутова могут быть внутренне непротиворечивыми, но никогда не объясняются. Например, новогоднее украшение елки, игрушки, серпантин - это все понятно. Но как вписываются ромашки в тему нового года, автор представляет возможность додумать нам самим.
Обратите внимание, как фотографическая точность изображений соседствует с элементами парадоксальности. Бутылки, колбы, баночки, разнообразные сосуды совершенно не вписываются в задачи портрета, и наполняют повседневное бытие атмосферой тайны.
А многочисленные детали сенсорного восприятия, которыми переполнены картины Подплутова? Яблоки, колосья пшеницы, цветы - каково их предназначение?
А как подробно изображены эмоции и душевные порывы человека как социального существа! Мне кажется, что автор вообще меняет местами причину и следствие - в результате, персонаж на автопортрете может страдать до трагических событий, которые только произойдут в будущем.

Ещё один приём, который Подплутов использует в своем арсенале, состоит в коллапсе времени, когда настоящее повторяет или напоминает прошлое.

Например, группа людей стоящих на фоне автопортрета. Люди стоящие слева одеты по-летнему, что подтверждают легкие рубашки, летние платочки и т.д. В тоже время, люди стоящие справа одеты абсолютно по-зимнему: бушлаты, шапки, свитера. Течение времени искажается так, что оно кажется цикличным. В результате, прошлое контрастирует с настоящим, астральное с физическим, персонажи друг с другом.
Открытый финал произведения позволяет читателю самому определить, что же было более правдивым и соответствующим строению мира - фантастическое или повседневное.
Все вышеперечисленные критерии однозначно определяют художника как представителя «магического реализма», направления отнюдь не характерного для 1970-1980 гг. в СССР!


Чужба Виталий - антиквар, писатель, бизнес-тренер, автор и разработчик методик «Как заработать деньги на международных аукционах», «Организация антикварной торговли в Интернете», «Безопасность антикварного бизнеса».

В настоящий момент все взгляды антикваров сконцентрированы на работах российских художников или советских художников первого ряда. При этом риск приобрести и даже «удачно» перепродать поддельную картину очень велик.
В то же время работы мирового уровня валяются на чердаках и подвалах. Ярким примером является обнаружение коллекции картин художника Леонида Литвина, чьи работы по мнению экспертов заслуживают того, чтобы стоять в одном ряду с работами Ван Гога. За яркими полотнами скрывалась нищая и трагическая жизнь художника. В заброшенном доме без электричества Леонид Литвин жил со своей больной женой, а в это время на чердаке валялись картины стоимостью в сотни тысяч долларов.



Аналогичная ситуация и с живописными работами Подплутова. В то время, когда сам художник жил в пустой, ободранной квартире, без отопления и водоснабжения, перебиваясь подачками соседей и знакомый, в ящиках и просто в куче мусора валялись картины продающиеся сегодня от 300 до нескольких тысяч долларов.
Почему в нашей стране сапожник - всегда без сапог. Почему для любого антиквара хороший художник - мертвый художник.
Когда же мы прервем этот замкнутый круг? Я согласен, нашей стране и правительству сейчас не до поддержки искусства - когда грохочут пушки - музы молчат.
Но ведь есть же в Луганске истинные любители искусства. Пусть не меценаты, но здравомыслящие бизнесмены, которые могут не из милосердия, а с точки зрения бизнес-плана финансировать перспективных художников. А ведь им не так уж много нужно. Дайте краски, дайте помещение для выставки (пусть временно, пусть не на долго), дайте наконец рекламу в интернете!
Если уж мы идем в Европу, давайте возьмем туда с собой и тех, кто в силу разных причин не способен обналичивать свой талант, но крайне нуждается в помощи для его развития и поддержания трудоспособности.
Не нужно искать сокровища в земле, или за рубежом. Полна наша земля талантами, нужно просто открыть глаза и захотеть их увидеть.
С пожеланиями успешного антикварного бизнеса и коллекционирования.

как-стать-антикваром, инвестиции в антиквариат, алхимия-антикварного-бизнеса, безопасность-антикварного-бизнеса, профессия-антиквар-дилер

Previous post Next post
Up