Луганские бабы и ... крымские мужики. Идолы предков - защитники от сил зла!

Oct 18, 2013 07:36

Снова пятница и это уже становится моей традицией - писать в пятницу о женщинах.
Сегодня хочется поговорить о луганских женщинах. О тех, которых знает весь мир, о тех о которых написано много книг, научных статей и диссертаций.
О луганских ... каменных бабах!
Да, да, ведь это именно они известны по всему СНГ да и, наверное, миру.


"Так называются древние каменные человекообразные статуи, изображающие большей частью женщин и встречающияся в довольно большом числе в южной России, австрийской Галиции, прусских провинциях восточной и западной Пруссии, южной Сибири, Средней Азии и Монголии". Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Появившиеся в X веке и достигшие расцвета в XII, половецие бабы уже на протяжении 1000 лет служат нам образом, дающим силу и оберегающим от сил зла.
Читайте прекрасный пост о луганских половецких бабах http://dina-simonyan.livejournal.com/248012.html


Отраженный в половецких бабах образ женщины-матери, с обнаженной грудью, символизировал идею бесстрашия и побед. Женская грудь являлась источником жизни и силы богатыря. В преданиях тюркского эпоса, богатырь напившись материнского молока, становится непобедимым и неуязвимым перед оружием врага. Рекомендую ознакомитья с половецкими бабами Луганцины - "Половецкие изваяния среднего подонцовья"
Впрочем и сейчас, спустя 1000 лет, мужчины, завидев грудь луганских женщин готовы идти на ратные подвиги. Многие "женихи" приезжают из далеких заморских стран, чтобы прислониться к груди луганской женщины... Впрочем это тема другого поста.
Справедливости ради, стоит отметить, что задолго до появления половецких баб, появились каменные изваяния скифских воинов.


Скифские скульптуры датируются 6-3 столетием до н. э. Регион их распространения довольно значительный - от Румынии до Прикавказья. Преимущественно все изображения скифов передают бородатых мужчин. В композиционно-художественном отношении они выполнены примитивно. Это довольно удивительно для народа, носителя высокохудожественного скифского «звериного стиля», воспитанного на контактах с древнегреческим классическим искусством. Этот парадокс всегда удивлял учёных ( Топор С.О. http://www.bizslovo.org/content/index.php/ru/istoriya-nikopolya/134-davnya-istoriya/467-skify-proish-i-religiya.html).
По мнению археолога B.C. Ольховского - " скифские изваяния представляют собой обобщенный символ единства мироздания, изображая центральный элемент упорядоченной Вселенной - вертикальную ось (ось мира, мировой столб, древо и т. д.). С течением времени антропоморфность данного символа усиливалась путем его персонификации - отождествления с образом первопредка-родоначальника, солярного героя-творца, земным „заместителем" которого выступала социально значимая личность - царь, военный предводитель, иной выдающийся член общества. Функционально скифские изваяния были и надгробными памятниками, и культовыми символами; они устанавливались на вершине кургана либо в центре святилища»
Вопрос о том, кого изображали скифские скульпторы, неоднократно обсуждался в научных кругах. Высказывалось мнение, что на них представлены: божество войны, аналогичное греческому Арею-Аресу (А.И. Мелюкова); умерший царь с регалиями, пожалованными ему божеством в знак царской власти (Н.Г. Елагина); обожествленный герой, мифический первопредок скифов Таргитай (М.И. Артамонов); героизированный умерший (Б.Н. Граков); племенной старейшина или вождь (Е.А. Попова). П.Н. Шульц (российский археолог 40-х - 60-х гг. XX в.) считал, что со временем менялось и смысловое содержание монументов - от образа героя-родоначальника до вождя, царя.

Наиболее полное исследование по интерпретации скифских изваяний было проведено археологом Д.С. Раевским. Он пришел к выводу, что эти изваяния изображали Таргитая-Геракла, выступающего в скифской мифологии в качестве прародителя скифов и первого их царя. Возводились они по случаю смерти царя, являвшегося земным воплощением Таргитая, и были призваны устранить причиненное ею нарушение космической и социальной стабильности.

Следует подчеркнуть, что на Руси, являющейся христианской с X века, очень терпимо относились к языческим идолам в образе каменных баб и воинов. Известно много примеров, говорящих об особом - трепетном, почтительном отношении к каменным бабам в народе (например, в сельской местности до сих пор существует обычай белить статуи). Им поклонялись в память о тысячелетней традиции. Может это многовековое уважение и спасло каменных идолов от уничножения, которое постигло другие атрибуты языческих богов?!

как стать антикваром, инвестиции в антиквариат и предметы колл, безопасность антикварного бизнеса, каменные скифские идолы, каменные половецкие бабы

Previous post Next post
Up