В России в советское время о Польше знали не так-то много. Смотрели по ТВ глупый "Кабачёк 13 стульев", сериалы "Четыре танкиста и собака" и "Ставка больше чем жизнь" про приключения героического польского разведчика капитана Клосса. В Польше во время её пребывания в качестве "сателлита Советского Союза" тратили большие деньги "на культуру", и снимали так же большое количество художественных фильмов, многие из которых так же показывали в СССР, и многие из них были популярны.
Сейчас всё это великолепие прекратилось, а Польша стремительно превращается в унылую колонию Евросоюза, вроде Литвы или Латвии. Нельзя сказать, что поляки вообще прекратили снимать фильмы, но былого "коммунистического" размаха уже нет. Что-то искусство возникшую польскую национальную буржуазию мало интересует, хотя вроде ожидалось, что всё будет наоборот, и без коммунистов в Польше расцветёт всё и вся. Однако кажется, что самолёт летит всё тише и всё ниже.
Не смотря на все польские фильмы, шедшие в СССР, большинство зрителей слабо себе представляли, что происходило в Польше, и особено что происходило в Польше во время войны и после неё. Как-то считалось, что во время войны Польша понесла какие-то неимоверные жертвы и очень пострадала, потеряв миллионы жителей. В действительности всё было строго наоборот - не потеряв ни одного солдата для этого, Польша вдруг, по щучьему велению Лондона и Вашингтона, оказалась владелицей огромных немецких территорий - западной части Восточной Пруссии, Померании, Данцига и Силезии. А польская армия всё время войны доблестно просидела в немецких концлагерях, и не менее доблестно вышла из них после окончания войны.
Все знают о паническом бегстве жителей Восточной Пруссии в Германию во время наступления Красной армии, о жестокостях со стороны красноармейцев в отношении гражданского населения Восточной Пруссии и жестоком выселении их из родных мест. Но мало кто вспоминает, что точно то же самое проделали и поляки, самостоятельно, без помощи Москвы, выселившие немецкое население из вышеуказанных немецких земель в Германию. А до этого поляки и сгоняли немцев в концлагеря, и использовали на принудительных работах по разбору завалов в разбомбленных американцами городах. А потом их гнали пешком в собственно Германию, без вещей и многократно ограбленных. И если вы думаете, что на этом для немцев всё кончалось, то это не так - выселенное гражданское немецкое население попадало в американские концлагеря, такие же, в какие попадали немецкие солдаты, даже рядом с ними. И если в немецких концлагерях были бараки и заключённых хоть и плохо, но кормили, то американские концлагеря представляли собой просто огороженное колючей проволокой поле, и заключённых американцы почти не кормили, то есть в них царил вполне ленинградский голод, а летом в жару почти не давали воды. От холода и жары заключённые прятались в вырытых в земле ямах. Американцы всегда отличались большим гуманизмом. Говорят, что в американских концлагерях после войны погибли миллион немецких военнопленных, но сдаётся, что цифра сильно занижена. А о количестве погибших в концлагерях гражданских, среди которых, понятно, были так же старики, женщины и дети (да, в концлагерях содержали и их), вообще нет никакой информации.
Да, и как же поляки распорядились своими вновь приобретёнными территориями? Обычно всяческие "либералы" указывают пальцем на Калининградскую область и пеняют, что русские не смогли восстановить бывшую немецкую территорию до состояния и процветания "как было при немцах". И указывают на Польшу, там де трудолюбивые поляки восстановили ВСЁ! Так вот, это далеко не так. Ну восстановили они Данциг, переименовав в Гданьск, и что? Странно видеть немецкий город без немцев, он кажется какой-то картонной театральной декорацией. Да и полякам отдали не только Данциг, как там? А там всё не очень так. Поляков для заселения "новых земель" банально не хватило. На "новые земли" переселяли в-основном беженцев от бандеровского террора с Западной Украины, а потом и украинцев из пограничных с Западной Украиной земель. Но их было в-общем недостаточно. Поэтому бывшие немецкие земли стоят полупустыми, и положение там нисколько не лучше, чем в Калининградской области, если не хуже - заброшенные поля, и полное ощущение того, что хозяева уехали, и всё развалилось.
Русские как-то не осознают, что поляки их прямые родственники. Родственниками почему-то считают каких-то болгар. Болгары в-принципе тоже родня, но уж очень дальняя, седьмая вода, и потому не настоящая, предательская и подлая, и не нужная.
Как-то не очень давно по ТВ показывали какой-то польский, ещё чёрно-белый, фильм. В нём хозяйка дома, только что перед этим выгнавшая служанку за шашни с хозяином, устроила смотрины по выбору новой служанки. На кастинг приходили одна за другой претендентки, хозяин крутил носом, вспоминая прежнюю служанку, и вот когда очередная крестьянка поклонилась хозяевам в пояс, стало вдруг понятно, что никакой разницы между этой польской крестьянкой и русской крестьянкой просто нет! Даже крестьянская культура общения абсолютно та же!! Поэтому если из поляков вычесть католичество, то получатся те же самые русские. Пора бы русским это понять, как и полякам.
А хорошей иллюстрацией того, что происходило с польской армией во время Второй мировой войны, является польский фильм "Приключения канонира Доласа", с подзаголовком "Как я развязал Вторую мировую войну", вышедший на экраны в 1970-м году. Там можно кстати посмотреть и на немецкие концлагеря для польских военнопленных. Немцы почти не кормили только советских военнопленных. Правда и американцам тоже мало что давали. В Советском Союзе по гнусной советской традиции этот фильм показывали конечно в чёрно-белом варианте. А оказывается это был цветной фильм. И сейчас его можно посмотреть именно таким.
Вот отрывок из этого фильма в дублированном варианте.
Grzegorz Brzęczyszczykiewicz по-русски
http://www.youtube.com/watch?v=ZX8YBg7LJtU А вот тот же отрывок в оригинальной озвучке. И если дублированный вариант смешон, то оригинальный производит ещё более комическое впечатление - но это для тех, кто хотя бы немного понимает немецкий.
Grzegorz Brzęczyszczykiewicz (русские субтитры)
http://www.youtube.com/watch?v=osWpZiLm3lo Недавно обнаружил, что буквально ненавижу все советские фильмы, и не могу посмотреть даже пару кадров из них.
Так что если вы хотите чуть побольше ознакомиться с историей Польши, "Приключения канонира Доласа" очень хорошее средство для этого.
Ну и по традиции пара польских песен.
Известно, что какое-то количество поляков всё же сражались с немцами на территории самой Польши, это были партизаны из "Армии Крайовой".
Вот эта песня во время войны была гимном "Армии Крайовой", которой командовали сидя из Лондона.
Pieśń Wojskowa - Rozszumiały sie wierzby placzące - Расшумелись плакучие ивы.
http://www.youtube.com/watch?v=TJpg0M1v4i0 Rozszumiały sie wierzby placzące - Расшумелись плакучие ивы
Расшумелись плакучие ивы,
Расплакалась девушка в голос,
Подняла блестящие от слез глаза ,
На солдатскую, на суровую жизни судьбу.
Не шумите, вы ивы, нам,
С грустью, что рвёт сердце,
Не плачь, девушка моя,
В партизанах не так плохо.
К танцам играют нам
Гранаты и пистолетов лай,
Смерть косит, будто поле,
Но мы не знаем, что такое страх.
Грязь, дождь или солнечный зной,
Всюду слышно мерный, ровный шаг,
Это марширует лесная пехота,
Смех на устах, свободы твердый взгляд.
Не шумите, ивы…
И хотя дорога наша не кончается,
Хотя мы не знаем, где конец похода,
Но мы уверены мы в победе,
Ведь пролито уже столько крови и слез.
Не шумите, ивы…
А это песня тех же бойцов "Армии Крайовой". Но тут мелодия была явно позаимствована у какого-то последователя Шопена.
DZIS DO CIEBIE PRZYJSC NIE MOGE.. Сегодня я не смогу придти к тебе.
http://www.youtube.com/watch?v=Rp_ZB4S-o2w Dziś do Ciebie przyjść nie mogę- Сегодня я не смогу придти к тебе.
Сегодня я не смогу придти к тебе,
Сейчас я уйду в ночную темноту,
Не смотри за мной из окна,
Твой взгляд напрасно утонет в темноте.
Зачем, ведь ты, любимая, знаешь,
Что я иду спать в лес,
Я не могу дольше сидеть здесь,
Меня ждут лесные братья.
Там, за лесом, зашёл месяц,
В деревне где-то лают собаки,
И не подумай случайно
Что я тоскую о другой.
Когда я снова вернусь к тебе,
Может днём, а может ночью,
Нам будет так хорошо, как на небе,
Ты поцелуешь меня много раз.
А если я не вернусь, тогда пусть весной
Моё поле засеет брат,
Мои кости поростут мхом,
И я стану землёй.
Выйди в поле когда-нибудь утром,
Возьми в руки сноп жита,
И поцелуй его как любимого,
Я буду жить в хлебных колосьях.