Весь нижеследующий текст - это рассуждения дилетанта, в теме не особо шарящего и почитавшего лишь немного статистики. Буду рад любым исправлениям, уточненным цифрам и т.п.
Почитал обсуждения у
anderson_mike и
maxkatz про Платона Сократовича. По жуликам и ворам все аргументы понятны, размышлять об этом нет никакого желания. Интересно вот что: оба вполне явно утверждают, что система Платон - это таргетный сбор. То есть государство собирает денег на обслуживание, ремонт и строительство дорог с тех, кто эти дороги больше всего изнашивает - тяжеловозов 12+ тонн. А платят эти деньги гордые свободные предприниматели/потребители, зарабатывающие за счет высокой доступности российской дорожной системы и, соответственно, рентабельности дальнобойного бизнеса.
Предположим, что мы попали в страну радугокакающих пони, никаких ротенбергов у нас нет, система работает отлично, ничего не глючит, все деньги исправно перечисляются в Минтранс и до копейки расходуются на автомобильные дороги. К чему это приведет?
Цифры на текущий год я не нашел. На 2012 г объем всех автомобильных перевозок - 5800 млн т / год. Доля большегрузов колеблется где-то около 20%, т.е. почти равна всем ж/д грузоперевозкам (чуть больше 1200 млн т).
Объем коммерческих перевозок составляет меньше трети от всех - около 1700 млн т; большегрузы и в этом случае составляют плюс-минус пятую часть.
Рассмотрим сначала некоммерческий сектор, т.е. тяжеловозы, которые используются различными предприятиями для обслуживания собственных нужд. Использование часть агрегатов не имеет альтернатив - это спецмашины, лесовозы, какие-нибудь карьерные самосвалы и т.п. Я, к слову, совсем не уверен, входят ли они в приведенную выше статистику, надо ли на них тоже ставить Платон и т.п. Еще часть машин можно заменить на те, что легче 12 т. Это потребует от предприятия затрат. Затраты (либо на уплату сбора, либо на замену парка) предприятие либо компенсирует из госбюджета (если оно государственное), либо включит в стоимость своей продукции - то есть переложит на потребителя. Либо работники предприятия будут меньше есть. Я предполагаю все три варианта в разных пропорциях.
Коммерческий сектор. Часть его парка - я не нашел цифр, но, вроде бы, не очень большую - составляют крупные транспортные компании. Эти тоже будут выбирать между уплатой сбора и заменой парка. Умозрительно предполагаю, что в пользу замены парка - то есть выплаты в Платон будут снижаться. Расходы в любом случае переложат на потребителя, то есть, в итоге - на нас с вами. В то, что захотят меньше есть - не особо верю.
Наконец, частники. Этим просто светит вымерть нахер. Потребитель транспортных может пытаться переложить что-то на ж/д (тарифы на которую выросли продолжат расти), что-то на малотоннажный парк; крупные транспортные компании вряд ли станут поднимать ставки резко - в таких условиях частникам конкурировать всегда труднее. Перспектива - загоняем фуру, кушаем гораздо меньше, в Платон ничего не платим.
Все это, понятно, было бы гораздо мягче, не балансируй наша экономика на грани коллапса с постоянно растущим дефицитом бюджета. Хуже всего в этой ситуации придется тем отдаленным уголкам России, куда не идет ж/д. Всякие Норильски-Уренгои. По их ценам больно бьет любое увеличение транспортных услуг, а тут просто труба.
Итого, вот на что работает Платон:
- тотально проредить и укрупнить бизнес фур,
- значительно уменьшить число грузовиков 12+ тонн,
- изъять денег у населения,
- в особенности - жителей отдаленных уголков нашей необъятной Родины.
Это и есть то, что называется "таргетированный платеж"?