Вспоминая 19 августа 1991 года

Aug 19, 2011 07:20


Перефразируя Визбора, "и 20 лет прошло, о Боже, 20 лет!". Да уж. Попробовал набросать "осколки воспоминаний" про данное событие в родном городе.
Как выяснилось, довольно трудно историку откопать собственные воспоминания из-под гор послезнания, но честно попытаюсь.
Исходные данные - студент-первокурсник с полным бардаком в голове (удивительное создание человек - сколько взаимно противоречащих идей могут обретаться в мозгу одновременно, совершенно не вызывая когнитивного диссонанса) общелиберально-демократической направленности, даже участвовавший в демтусовках местного уровня, при этом успевший сдать на отлично последний в истории экзамен по истории КПСС (предмет официально переименовали в "социально-политическую историю XX века", но преподы и программа не изменились), а на президентский выборах по приколу (всё равно Ельцин победит) проголосовавший за Макашова:)

В то лето и правда чувствовалось, что что-то должно произойти. Горбачёв достал своей болтовнёй и нерешительностью, Ельцин дарил надежду, а КПСС представлялась ужасным монстром. Хотя были знакомые, открыто написавшие заявления о выходе из партии, а ещё больше людей, как мои родители, сделали это фактически, при смене работы "забыв" встать на учёт в новой парторганизации.
Абсолютно неожиданным стало то, что КПСС в июле безропотно подчинилась указу Ельцина о департизации. Любому мыслящему человеку было ясно, что это лишало партию её фундамента. И я, как мыслящий человек, сделал однозначный вывод, что это они не всерьёз, а точно что-то замышляют.

И когда утром 19 августа (был понедельник) по телевизору пошло "Лебединое озеро" вперемешку с заявлениями ГКЧП, я даже не особо удивился. "Наконец-то!" - а то это болото уже достало. Выключил телик (тем более, что сигналов Российского и Санкт-Петербургского ТВ не было) и включил радиоприёмник. "Радио Свободы" разумеется. Кстати, часто в воспоминаниях встречал упоминания о глушении "голосов" в августовские дни. Может, в Москве такое и было, но у нас на Урале ловилось всё замечательно.

На работу (подрабатывал экскурсоводом в одном ведомственном музее) всё же пошёл. Но там, конечно, никто и не думал работать, начальство тоже. Пообсуждав события в курилке, пошли на Центральную площадь. А там уже собралось несколько десятков человек. Местные журналисты установили щит, где вывешивали тексты указов, обращений Ельцина и информации о событиях. Люди приходили, читали, обсуждали, периодически прибегали депутаты-"демократы", толкали речи и опять убегали. Подавляющее большинство перманентно собиравшихся, разумеется, были за Ельцина. Я тоже. Иногда попадались старички-пенсионеры за ГКЧП, тогда вспыхивали споры, но довольно мирные.

А город жил как обычно, ничего не изменилось, местные власти признаков жизни не подавали. Кто-то из бывших тогда на Центральной площади уверял меня гораздо позднее, что у здания Правительства напротив стояли БТРы. Но я их не видел. Наверное, с октябрём 93-го перепутали.
Стемнело, пора было идти по домам, но люди расходиться боялись. А вдруг "кровавая гэбня" уже всех опознала и ждёт у подъезда. Ну не могли же мы поверить в то, что они ничего не делают! Но по прибытии домой "кровавой гэбни" обнаружено не было:) Она уже тогда мифом была.

А ещё вечером 19 августа эти продукты деградации советской элиты (я про ГКЧПистов) вылезли на телеэкран. Да уж, зрелище было не для слабонервных. После него всем стало ясно, кто победит. Ибо "это" победить было не способно по умолчанию.
20 августа настроение было гораздо лучше, к вечеру возобновилась трансляция Санкт-Петербурского ТВ, где хозяйничали "демократы". 21 августа к обеду уже всё ТВ работало нормально. В тот же день собрался горсовет, на заседании которого главы республиканских МВД и КГБ заявили о своём подчинении российской власти. А на Центральной площади у "щита гласности" кто-то написал белой краской большими буквами "МЫ ПОБЕДИЛИ!". Именно это я чувствовал в те дни.

В тот же день до меня наконец дозвонились родители, отдыхавшие в Крыму. Отдыхали они в Евпатории и даже видели корабли, охранявшие Горбачёва в Форосе. Возможно, поэтому телефоны там не работали. Родители вспоминают громадную толпу возбуждённых и ничего не понимающих людей, осаждавших местную телефонную станцию в попытке дозвониться домой, узнать, что твориться с оставшимися там родственниками.
P.S. А ещё родители вспоминают, что отдыхали они вместе с жителями Львова. Нормально общались, вместе купались - до путча. Сразу после победы Ельцина "еуропэйские" львовяне мигом забыли русский язык и не пожелали вообще больше общаться с "русским быдлом"

история, СССР

Previous post Next post
Up