Бодгая - там, где родился буддизм

Mar 31, 2011 09:23


Про место, где закончился индийский буддизм, уже писал. Теперь туда, где всё это началось.

Дорога туда лежит через город Гая на юге штата Бихар. Ночной поезд из Колкаты прибыл в Гаю в 6-ть утра. Помимо меня, с него сошли ещё двое неместных - девушки европейской и восточноазиатской наружности, прикид которых ярко кричал об их общей бодханутости.
С привокзальной площади Гаи ходят викрамы в Бодгаю (20 рупий). Отправляются по заполнению, утром на это потребовалось четверть часа. "Заполнение по-индийски" выглядело так - трое мужиков на переднем сиденье с водителем, трое женщин с парой детишек на заднем сиденье со мной, ещё пара мужиков с горой пожиток - сзади, в "багажнике".
В Гае началось моё знакомство с Бихаром и был впечатлён - даже по индийским меркам, нищий обшарпанный городишко. Ехали рано утром и улицы были заполнены идущими в школы детишками в своих разноцветных симпатичных формах - насчитал 4-5 разновидностей. У девочек юбки могли быть коричневыми или зелёными, мог быть галстучек на блузке, был и вариант с лёгким жакетом. Форма мальчиков различалась цветом рубашек и наличием/отсутствием галстучка. И всё это, можно сказать японское разноцветье - на фоне убогого индийского городка. Контраст впечатлял.



Бодгая находится в 13 километрах к югу от Гаи и является самым священным местом буддизма. 2600 лет назад покинувший дом в поисках истины Сиддхарта Гаутама пришёл сюда. Странствовал он давно, отшельничал много, но истины не нашёл. И присев под дерево бодхи (фараоновый фикус), решил не вставать с места, пока не прозреет истину. На утро 49-го дня оную истину он прозрел - и стал Буддой.
Во времена Будды деревня звалась Урувела, позднее - Самбодхи, Ваджрасана и Махабодхи. Нынешнее название используется с 18-го века.

Про то, где случилось главное событие - храм Махабодхи - расскажу отдельно. Сегодня - про всё остальное.
С тех пор, как в 1877-м бирманские буддисты открыли это место снова для буддистского мира, Бодгая стала местом паломничества для буддистов со всего света. И всякое уважающее себя направление буддизма считает своим долгом построить тут что-то. Так что, на этот раз будет рассказ о "выставке достижений мирового буддизма".
Все монастыри и храмы в светлое время суток обычно открыты для посещения, у ворот толпятся торговцы, нищие и велорикшевозы. Но в ранний утренний час их почти не было.



Начинаю прогулку на Будда Марг, у ворот Королевского бутанского монастыря. Храм небольшой, но очень симпатичный.



В сам храм зайти можно, обувь у входа снимать. Внутри довольно темно, цветастые росписи. Территория аккуратно прибрана, по газону даже белка пробежала не спеша.
Соседствует с бутанцами Индосан Ниппонджи. Комплекс, построенный в 1972-1973 гг., принадлежит базирующейся в Японии международной организации "Кокусай Буке Корё Кёкой".



Соответственно - храм в узнаваемом японском стиле.



А в прилегающей к храму школе бодгайские детишки радостно кричали "Банзай!".
От Индосана сворачиваю направо, прохожу по короткой улочке до перекрёстка -



И поворачиваю налево - к 25-метровой гигантской статуе Будды.



Построили её японцы, а открыл в 1989-м далай-лама. Чтобы отвязаться от приставучих мальчишек-торговцев, купил за 30 рупий её маленькую копию.
Иду назад по Темпл Стрит. На том самом перекрёстке захожу в ещё один японский храм, небольшой, принадлежащий школе Нитирен Дайдзокё (построен в 1983 г.).



Внутри всё скромно и обычно - статуя Будды и немного росписей.



Севернее, за забором - обширная территория тибетского монастыря Карма Кагью, принадлежащего школе Кармапа (черношапочники), основан в 1938 г., нынешний главный храм построен в 1989 г.



Его громадное здание (самое большое в Бодгае) было в бамбуковых лесах, но внутрь пускали.



За ним были ещё ряд зданий, раскрашенных снаружи -



Возвращаюсь на главную улицу Бодгаи, оригинально именующуюся "Бодгая Роад".
Налево, потом направо и шагаю в чистое поле с километр, мимо одной из многочисленных местных школ медитации.



До раздвоения дороги. Налево будет новенький монастырь черношапочников Тергар.



Налево - 3-этажное здание вьетнамского монастыря Вьен Джак, построенного в 2002 г.



Ворота, правда, закрыты оказались и из здания доносились звуки коллективной молитвы.



Возвращаюсь на Бодгая Роад. В целом, обычная индийская деревня/городок (население - 30 тысяч), но много неиндийских лиц, особенно разнообразных монахов на велосипедах.



Тайский храм Вот Тай, построенный в 1957-м, считается самым красивым в Бодгае (мне лично бутанский монастырь всё же больше приглянулся). Он является копией Мраморного храма в Бангкоке.



Ещё во дворе там что-то (может, олеандры) красиво цвело -



У его ворот присел во фрешнице, подкрепился гранатовым коктейлем за дикую цену в 50 рупий.
Дальше будет бангладешский храм со своей статуей Будды.



На его углу свернул направо и прошёл через бодгайские трущобы, из которых доносились звуки телевизоров -



К непальскому монастырю Таманг, который, судя по вывеске, остался после свержения монархии без спонсора.



Чуть дальше там будет подарок от тайваньцев -



Вернулся на главную улицу и вскоре увидел по левую руку китайский храм,



построенный в 1945-м монахом Ситинченом и перестроенный в 1997-м.



За ним - обширная территория монастыря Шечен Теньи, принадлежащего тибетской (но ныне базирующейся в Дарджилинге) школе Ньингмапа (красношапочники) и открытого далай-ламой в 1997 году.



Запомнился он большой колоколовидной штукой -



Иду дальше на север, мимо комплекса Общества Махабодхи.



Дальше будет старейшее из современных буддистских сооружений Бодгаи - монастырь Намгьял, построенный в 1934-м ламой Нанпо Нгаванг Самтеном и принадлежащий тибетской школе Гелукпа (желтошапочники).



На неспешный осмотр Бодгаи (с храмом Махабодхи) хватит за глаза четырёх часов, поэтому ночевать не стал, а решил сразу отправится в Патну - с рикшевозами, кучкующимися у бирманской вихары, договорился на 80 рупий за подвоз к автобусу в Патне. В Гае попетляли по узким пыльным улочкам и приехали в переулок, где стояли небольшие басы, на крыши которых были навьючены кучи тюков в 2-3 высоты автобуса. До Патны - 50 рупий и три с половиной часа езды.
P.S. Надо бы добавить про безопасность. В первый же вечер в Индии, в местных новостях по ТВ в Бхопале увидел сообщение о нападении на японского туриста в Бодгае - так что, тут и такое бывает.

буддизм, Индия

Previous post Next post
Up