Абдалла Телль - мечта об арабском рыцаре

Nov 13, 2010 09:55


Выполняю давнее обещание и рассказываю об одном из ярчайших иорданских деятелей 2-й половины XX века.

Бедуинский клан ат-Телль - один из самых известных и уважаемых в Иордании, давший стране целую плеяду политиков, военных, деятелей культуры. По клановой легенде они - коренные амманцы, и имя своё (по-арабски - "гора") получили от Амманской цитадели. Несколько веков назад переселились в Ирбид.
Абдалла Юсеф Телль родился в 1918 году. Рассказывают, что его матушка, прежде чем разрешится от бремени, стояла у окна дома и смотрела, как уходили из Ирбида турецкие солдаты. Кончилась османская эпоха истории Востока. Начиналась новая эра.

Образование Абдалла получил в Египте, в 18 лет даже участвовал в антибританских студенческих демонстрациях. А в 1941 году поступил на службу в трансиорданский Арабский легион.
Официально эти войска именовались "аль-Джейш аль-Арабия" (Арабская армия). Командирами и офицерами служили британцы, рядовой и сержантский состав комплектовался на конкурсной основе из бедуинов. И конкурс был крайне высок. Получить бело-красную форменную куфию было мечтой тогдашних юношей из бедуинских кланов всей Трансиордании.
Ставший в 1939-м новым командиром легиона Джон Бэггот Глабб, которого иорданцы называли Глабб-пашой, расширил легион, допустив арабов и на офицерские должности. В 1942-м Абдалла проходит краткосрочные офицерские курсы в зоне Суэцкого канала.

В марте 1948 года в неполные 30 лет Абдалла получает чин майора и становится первым в истории легиона арабом-командиром полка. Все остальные офицеры этого уровня и выше были британцами.
Ему предстояло стать одним из героев первой арабо-израильской войны. Ну и выглядел он, как и положено герою - высокий красавец-мужчина с чёрными усами:)



Как любили писать британские историки эпохи колониализма: "он воплощал собой величие арабской цивилизации" (это сказал папа Кима Филби о саудовском короле Абдель-Азизе, но к Абдалле Теллю тоже подойдёт).
4-й механизированный полк Телля дислоцировался в Иерихоне. Глабб собирался, следуя инструкциям из Лондона, показать только "подобие войны". Но, разумеется, у его арабских подчинённых было другое мнение.

Одним из узлов израильской обороны был кибуц Кфар-Этцион, контролировавший дорогу Хеврон-Вифлеем. 12 мая Телль велел своему заместителю, капитану Хикмету Мухаяру, сообщить Глабб-паше, ставка которого располагалась в Зарке, что конвой легиона был обстрелян из кибуца.
Получив в ответ приказ Глабба "обеспечить свободное движение по дороге Хеврон-Вифлеем", Абдалла начал штурм кибуца. 14 мая, несмотря на ожесточённое сопротивление евреев, Кфар-Этцион был взят. Когда участвовавшие в штурме арабские партизаны начали резню, Телль приказал легионерам стрелять в своих союзников. Так было спасено 349 евреев.

Но война только начиналась. А Телль не получал новых приказов. В ночь на 18 мая Абдаллу с его походной койки в здании полицейского комиссариата Иерихона подняла группа палестинских ходоков из Иерусалима - "Эль-Кодс на грани падения. Где же Сын Пророка?". Они рассказали, что положение арабских защитников Старого города критическое - боеприпасы на исходе, евреи жмут со всех сторон. Напоив гостей кофе, Абдалла отправил делегацию в Амман, прямо в королевский дворец.
И в начале третьего ночи в комнате комиссариата раздался звонок. Король Абдалла I, через головы Глабб-паши и прочих британских офицеров, отдал прямой приказ единственному арабскому командиру легиона - "Мой сын! Я встретился с палестинскими вождями, которых ты направил ко мне. Мы не можем больше ждать… Иди, спасай Эль-Кодс!".

Некогда было собирать силы, Абдалла приказал капитану Махмуду Муссе взять сотню солдат и двигаться форсированным маршем в Иерусалим. Ровно в 3:40 во вторник 18 мая 1948 года зелёная ракета сообщила майору Теллю, находившемуся на Масличной горе, что легион вошёл в Иерусалим.
Появление "Харрингтонов" песчаной раскраски на улицах Иерусалима повергло израильтян в шок. От паники их спас только случившийся по недоразумению бой у "Дома Мандельбаума", в котором евреи смогли подбить 3 бронемашины легиона.

Но Телль был блестящим командиром - он не собирался бросать своих людей в мясорубку уличных боёв за каждый дом. Его части заняли все ключевые пункты вокруг Иерусалима, организовав его полную блокаду, а размещённые на окружающих высотах тяжёлые орудия начали регулярные обстрелы еврейских кварталов Иерусалима.

27 мая была взята и взорвана синагога Хурва, после чего защитники еврейского квартала Старого города капитулировали. Присутствующий на переговорах Телля с еврейским командиром представитель "Международного Красного Креста" написал: "арабский офицер мог служить образцом корректности, он не произнёс ни одного слова, не сделал ни одного жеста, чтобы унизить своего противника".
"Не бойтесь, вы все останетесь живы" - сказал Абдалла израильскому командиру. Слово своё он сдержал - легионеры смогли вывести всех еврейских жителей из Старого города через беснующиеся арабские толпы, работая прикладами и стреляя в воздух. Так что в день падения еврейского квартала 28 мая жертвы были только с арабской стороны - несколько мародёров расстреляли по приказу Телля.

Абдалла Телль взял бы и весь Иерусалим - его методичный план давал свои плоды. В осаждённом городе кончалась еда и боеприпасы, ежедневно на город обрушивались сотни снарядов, подполковник Хабес Маджалли отразил три атаки евреев на Латрун. Но в дело вмешались политики.
11 июня вступило в силу заключённое при посредничестве ООН прекращение огня. Абдалла даже пытался спорить с королём - "Мои люди уже чувствуют победу под пальцами". Но безрезультатно. И глядя с башни Давида на еврейский Иерусалим, Телль понимал, что он лишился победы. В тот же день король Абдалла I присвоил ему звание полковника. Но что значат чины для того, кто имел шанс стать новым Саладином?

После истечения срока перемирия Абдалле Теллю, у которого невзлюбивший его Глабб отобрал большую часть войск, бронетехнику и тяжёлую артиллерию, а король взамен дал должность "генерал-губернатора Иерусалима", пришлось уже оборонять Старый город от еврейских атак. "Мы будем защищать Святой город до последнего человека и последнего патрона. Никто не отступит". И он смог удержать Старый город, оставив его ещё на 19 лет арабским. А главное, не позволив реализоваться варварским планам сионистских фашистов из "Штерна" взорвать мусульманские святыни - мечети Омара и Аль-Акса.



В дальнейшем Телль участвовал в многочисленных переговорах с еврейскими командирами. Не раз встречался с Моше Даяном, который описывал его исключительно в восторженный тонах, говоря, что он "далеко превосходил всех арабских военных и политиков той поры". Это и стало его бедой. Ярких и популярных подчинённых не любят начальники в любой стране мира. Глабб-паша развернул против него настоящую травлю, а король Абдалла не стал защищать своего рыцаря. Рыцарь этого королю не простил.

В июне 1949 года Абдалла Телль подал в отставку и уехал в родной Ирбид. Затем он перебрался в Сирию, а оттуда - в Египет. В Каире в январе 1950 года он открыто выступил против короля Абдаллы, обвинив его в потворстве британцам и предательстве палестинского дела.
Телля обвиняли в причастности к убийству короля в июне 1951 года. Он был связан с его сыном и наследником Талалом, но правление того оказалось слишком коротким. В Египте Телль какое-то время командовал партизанами, совершавшими рейды на позиции британцев в зоне Суэцкого канала.
На родину Абдалла Телль вернулся только в 1967 году, после примирения Насера и короля Хусейна. Король даровал ему прощение и сделал членом сената - верхней палаты иорданского парламента. Умер Абдалла Юсеф Телль в 1973 году.

исторические портреты, Ближний Восток, история, Иордания

Previous post Next post
Up