Чтение в субботу - про двух президентов и Азию

Dec 28, 2024 11:33


Свою замечательную книгу The China Mirage: The Hidden History of American Disaster in Asia Джеймс Брэдли начинает таким пассажем о двух величайших президентах Штатов ХХ века.

"Будущая политика Японии в отношении азиатских стран должна быть похожа на политику США в отношении их американских соседей... Японская "доктрина Монро" в Азии устранит соблазн европейского вторжения, и Япония будет признана лидером азиатских наций" (президент Теодор Рузвельт)

"Народ Китая на протяжении более чем столетия был, мысленно и объективно, ближе к нам, американцам, чем почти любой другой народ в мире - благодаря тем же великим идеалам. За последние менее чем полвека Китай стал одной из великих демократий мира" (президент Франклин Делано Рузвельт)

Два американских президента первой половины двадцатого века проложили путь в Азию, по которому Соединенные Штаты следуют и сегодня. Эти два президента были родственниками, и, хотя они жили с разницей в одно поколение, оба прошли схожий путь к власти: от законодателя штата Нью-Йорк до помощника министра военно-морского флота, губернатора Нью-Йорка и, наконец, президента США.

Оба президента Рузвельта вели свою азиатскую дипломатию в схожем стиле, лично беря бразды правления, чтобы напрямую и тайно заниматься азиатскими делами, часто в обход собственных государственных департаментов. Ни один из Рузвельтов не ездил в Азию и не знал много азиатов, но оба были в высшей степени уверены, что обладают особым пониманием Азии. Хотя есть и различия. Теодор был очарован Японией и позволил увлечь себя пропагандистской кампанией, направляемой из Токио и возглавляемой его японским другом, получившим образование в Гарварде. Франклин, напротив, отдавал предпочтение Китаю и находился под влиянием своего китайского друга, получившего образование в Гарварде.

Теодор Рузвельт был удостоен Нобелевской премии мира за то, что усадил участников русско-японской войны за стол переговоров. Однако в Соединенных Штатах почти неизвестны тайные переговоры президента с императорской Японией о судьбе независимой страны - Корейской империи. Во время этих секретных переговоров, посредником в которых выступил посланник императора Мэйдзи, получивший образование в Гарварде, Рузвельт согласился остаться в стороне и позволить Японии подчинить себе Корею в качестве колонии, став первым мировым лидером, санкционировавшим экспансию Японии на азиатский континент.

Самнер Уэллс, друг Франклина Делано Рузвельта и помощник государственного секретаря, заметил: "Никто из близких президента не мог не признать глубокого чувства дружбы к Китаю, которое он унаследовал с материнской стороны своей семьи". После встречи для обсуждения политики в отношении Китая с Рузвельтом, один из чиновников администрации вспоминал: "Мы могли бы и не говорить. Рузвельт положил конец дискуссии, подняв голову и вспомнив, что его предки торговали с Китаем".

Это действительно так. Дед Франклина Делано Рузвельта, Уоррен Делано был одним из первых американцев, отправившихся в то, что американцы называли "старым Китаем", где он сколотил фантастическое династическое состояние на незаконной торговле опиумом. Затем в роли консула США Делано курировал первую американскую военную интервенцию в Китай. Именно от Делано [Франклин] Рузвельт унаследовал свою любовь к морю, свое состояние и уверенность в том, что он на все 100 % знает, как вести дела с Китаем.

США, Китай, Япония, историософия

Previous post
Up