После прогулки
по историческому центру Улан-Удэ пора отправиться к местным дацанам.
В последние десятилетия в Улан-Удэ и ближайших окрестностях появились десятки дацанов (буддийских храмовых комплексов) и дуганов (буддийских храмов).
Из находящихся в городе стоит отметить дацан Ринпоче Багша на Лысой горе к северу от центра Улан-Удэ. Дацан основан в 2004 году тибетским учителем Ело Ринпоче IV.
С площади Советов брать маршрутку 97, ехать с полчаса, на последнем этапе довольно круто вверх, дацан у неё конечная. Обещанные виды на город и долину Селенги не сильно впечатлили.
Но сам дацан оказался довольно приятным местом. Красный терем в окружении жёлтых субурганов (ступ) -
Дорога долгой жизни с молитвенными барабанами (хурдэ) и 12 беседками, посвящённым животным календаря Дзюиниси.
Самый большой буддийский колокол в России скрыт в этом павильоне -
Виды на окружающие просторы Бурятии -
А ещё перед дацаном есть скромный памятник буузам -
Но, конечно, главное буддийское место в окрестностях Улан-Удэ - это Иволгинский дацан "Хамбын Хурээ", резиденция Пандито Хамбо-лама XXIV, главы бурятских буддистов (формально - буддистов всей России, но не то что в
Калмыкии и Туве, даже в Бурятии не все с этим согласны). Иволгинский дацан, строительство которого началось в 1945-м, стал первым официальным буддийским храмом СССР.
Дацан располагается в селе Верхняя Иволга в 36 километрах западнее Улан-Удэ. С виадука сначала надо доехать 130-й маршруткой до райцентра Иволгинск, чуть более получаса езды, 55 рублей - в пригородных маршрутках платить надо водителю при входе. Сам Иволгинск - длинная деревня в одну улицу, где и несколько многоэтажек имеется.
На конечной надо перейти дорогу и пересесть в другую маршрутку, на лобовом стекле которой так и написано "Дацан". 30 рублей, пять минут - по дороге и направо в Верхнюю Иволгу. Дацан хорошо заметен издали в чистом поле. Тут уже начинается настоящая бурятская степь с горами на горизонте.
Маршрутка привозит к восточным воротам дацана.
Сразу по входу будут сувенирные лавки с активными торговками.
Налево за забором находится жилая часть дацана, напоминающую чистенькую деревню -
Сам же дацан - прямо и направо. Комплекс включает 10 храмов, буддийский университет, резиденцию Хамбо-ламы, столовую, гостиницу и прочее. Обходить (гороо) положено по ходу движения солнца.
В центре возвышается красивый терем в китайско-тибетском стиле, Цогчен-дуган, главный соборный храм 1976 года постройки.
Левее будет самое священное место дацана, храм-дворец Хамбо-ламы Итигэлова, где хранится и периодически выставляется на обозрение верующих его нетленное тело.
А за ними, теряясь на фоне серых корпусов буддийского университета, располагается скромная избушка, Чойра-дуган - первое здание дацана, 1947-48 годов постройки.
Из прочих построек стоит отметить симпатичный дуган Зелёной Тары (Ногоон Дара) -
Скромный шестиугольник Майдарин-сумэ, деревянный храм Будды Майтрейи, построенный в 1970-м.
За которым высится тантрический храм Жуд-дуган.
И оранжерею для священного
дерева Бодхи рядом с Дэважин-сумэ -
Дацан расширяется и в чистом поле рядом уже строятся новые храмы -
Народу в пятницу было немного, буряты ходят семьями, крутят барабаны, заказывают службы, редкие монахи в малиновых рясах под куртками пробегают. Объявление на турцентре у ворот зазывало в паломнические поездки по буддийским святыням. В общем, бурятский народный буддизм вполне напоминает современное среднерусское народное православие.
В следующий раз отправимся в
этнографический музей.